На главную страницу

К рубрикатору "Эссе и статьи Исмаилова"

Сменить цвета

Выход (FAQ и настройки цвета)


Р.А. Исмаилов

Маятник президента Монро.

1.

События в Палестине, подстегнувшие активность политиков всего мира и уже перешедшие границы обычного палестино-израильского бардака, принесли долгожданное успокоение американскому рынку - после тревожных, но внушающих оптимизм заявлений Гринспина и «необычному сокращению безработицы», новости о возможной войне и повышении цен на нефть попали в основные тенденции рынка к понижению и уменьшили беспокойство. Теперь рынок вновь вернулся к понижению.

Заметим, сначала, что «перегретость» внутреннего американского рынка явление необычное. Действительно, в отличие от всех остальных рынков, американский не испытывает недостатка во внешних точках приложения денег. То есть лишние деньги из США могут беспрепятственно быть в любой точке земного шара, причем гарантией возврата инвестиций является не только военная мощь США, но и ее статус последней Сверхдержавы.

Это характеризуется и спектром экономических показателей: есть промышленные индексы США (и прежде всего пресловутый Доу и показательный Стандарт и Пур), все же остальное вычисляется по валютным курсам: сила экономики Евросоюза определена отношением евро-доллар. Это означает, что перегрет не только внутренний американский рынок, но и внешние к нему доступные для доллара рынки.

Это означает, кстати, что реакция США на «ножки Буша», на введение Евросоюзом пошлин на сталь обусловлена опасением того, что внешние рынки, для которых американская валюта давно является «резервным плацдармом», усилят давление на внутренний рынок в США.

Сама же экономическая ситуация в США далеко не безоблачна. Прежде всего, разберемся с падением безработицы до 5.5%. Про эту цифру многие аналитики написали «неожиданное». Не задавшись вопросом - а куда устроились на работу те самые безработные, при этом, скомпенсировав и новые увольнения в технологическом секторе? Ответ на этот вопрос на деле прост, изменилась техника подсчета числа безработных (конечно же в целях повышения объективности). Заметим здесь же, что при объявленом росте ВНП на 1.7 % уменьшение безработицы на 20% означает то, что «новые рабочие места» приходятся на людей, получающих менее 1/5 средней зарплаты.

Далее заметим, что экономика США имеет один заведомо «падающий» сектор, это сектор высоких технологий, показателем которого служит Насдак. Так вот, последний показывает устойчивую тенденцию к снижению, прерываемому недолгими (двух-однодневными) взлетами, что означает наличие неудачных попыток преломить понижательные тенденции силовыми методами. При этом нельзя сказать что технологический рынок перегрет инвестициями: за последний год он уже сократился в 3 раза.

Таким образом, американский рынок лишен возможности развития в высокотехнологической сфере и должен будет «сбросить» примерно 1 трлд. Долларов (примерно столько необходимо для понижения Доу до 9500, числа, на котором, вполне вероятно закрепление экономики). Но для такого сброса американское правительство должно подготовить почву. Несмотря на взлет цен на нефть (подарок всем, в том числе частично и американским инвесторам), эффект от него не превысит 200-300 единиц у индексе, причем, учитывая приверженность американцев к круглым числам, можно полагать наличие «барьеров» при попытке пересечь границу в 10000.

Отвлечемся от игры с цифрами в миллиарды и спросим, а насколько выросла американская экономика? Заметим, что рост фондового сектора (денежной массы) в целом не меньше 1.5%, то есть минимальной ставки кредита. Отсюда получаем неутешительный вывод, что «реальный сектор» вырос не более чем на 0.4%, то этот рост меньше уровня инфляции (от 0.6 до 1.1%).

2.

Какое же решение предлагают Америке? Легко видеть, что при прогнозируемых действиях США (то есть эскалация на Ближнем Востоке и продолжение операции в Афганистане) нефть будет продолжать расти, а значит стоимость неамериканских товаров на внутреннем рынке США тоже будет расти. Присоединив сюда падение уровня производства в США мы видим тенденцию к замыканию экономики в себе.

Причем последнее время ситуация начинает превращаться в фарс: отказ России от "ношек Буша" привел к резкому сокращению прибылей во всей мясной отрасли, за счет появления на рынке большого числа сверхдешевого мяса (механизм подобного сокращения до конца не ясен, потребительские цены сохранятся где-то до мая на текущем уровне). О стальных барьерах говорили уже все, кому можно. Кстати, мало кто отметил, что ограничительные барьеры Евросоюза для "шумных" самолетов бьют не столько по России, сколько по американским авиакомпаниям (в конце-концов, с Россией Европа договорилась о временной приостановке закона). Учитывая общее положение на этом рынке, США замыкаются в себе в целом ряде отраслей (итак, мясное хозяйство, сталилитейная промышленность, авиация).

На уровне региональной политики США уже пытаются расширить свое юридическое пространство до всеамериканского, при этом теряя рычаги воздействия на Европу и Японию. Вполне возможно, что нас ждет очередной вариант доктрины Монро, то есть «Опора на Американские ценности». Но давайте пока посмотрим на историю и геополитику.

Отметим, что международная деятельность США имеет явно выраженые два напраления: широтное и меридеанальное (грубо говоря, Южное и Западное). Этим направлениям соответствует Континентальная и Океаническая стратегии развития государства. Такое положение дел обусловленое географическими особенностями Американского суперконтинента, вытянутого в направлении север-юг и отделенного от Евразии двумя океанами. (Отметим здесь, что расстояния от Нью-Йорка до Лондона 6000 км, Сан-Франциско-Панама тоже 6000 км, Нью-Йорк Рио-де-Жанейро 8800, а Лос-Анжелес - Йокогама -- 8400). То есть субъективное ощущение, что Южная Америка ближе к США, чем Европа и Япония основывается на ошибке восприятия.

Для всякой Державы можно указать "вектор развития", движение по которому дает наибольший выигрыш. Более того, отказ от своего вектора развития приводит к краху статуса государства как Державы и деградации до заурядной страны. Направление развития Державы оказывает на нее огромное давление: показателен пример Германии, которая волей покойного Бисмарка три раза создавала европейскую Империю . Обратный пример Британии: Наполеон сказал, что Англия никогда не сможет стать континентальной державой и что если она сделает такую попытку, это будет означать ее крушение. История показала правоту Великого Императора.

США необычны тем, что их континент чрезывычайно прост географически. Он вытянут с Севера на Юг. Горные цепи, Мессиссиппи и Рио-Гранде проходят с севера на юг, а цепь Великих озер, Миссури и Амазонка с востока на Запад. Можно сказать, что Американский континент есть вертикаль мировой шахматной доски. А на горизонтали ладьи-США стоят фигуры Евросоюза, России, Китая и Японии. (Замети здесь в скобках, что Индия и Арабские государства находятся ниже линии США, но пока оставим шахматные аналогии).

Развитие США как Державы имеет явно выраженный циклический характер: ограничение развития на Запад, начавшееся еще во время английского владения, было одной из причин войны за независимость, затем развитие на Запад привело к разделению страны на Север и Юг, разрешившимся Войной Севера и Юга. Следующие 30 лет США последовательно наступают на Юг: Мексика и Куба, война с Испанией. В процессе развития на Юг США сталкиваются с зоной интересов Великобритании (Южная Америка стала последним приобретением Империи, над которой не заходит солнца от распада Испании). США начинают "бить всю вертикаль".

Мировая Война показала США возможность ходов и по горизонтали, но лишь Президент Рузвельт смог заставить свою страну начать развитие по горизонтали, отказавшись от неэффективного в рамках индустриального развития южного направления.

Приданного им импульса хватило на 50 лет. Но маятник должен канчутся обратно. Союз Северной и Южной Европы становится новым региональным суперпроектом?

3.

Политический союз Южной и Северной Америки не только дает США доступ к дешевому сырью, но и доступ к дешевой рабочей силе. А это уже реальная альтернатива Китаю и Юго-Восточной Азии (и позволит ограничится в Азиатском регионе политикой сдерживания Китая). Ка мы отмечали выше, Индия находится все горизонтали США и может остатся в роли противовеса США.

Для переноса акцента производства из Китая в Южную Америку необходимо максимально снизить уровень жизни в самых развитых (а следовательно, обладающих как производственной базой, так и квалифицированной рабочей силой) - Аргентине и Бразилии. Что мы имели возможность наблюдать на протяжении нескольких последних лет. Череда экономических потрясений (направляемых из США) потрясла экономики и политические режимы этих стран, фактически поставив их в полную зависимость от американского капитала и существенно опустив уровень жизни в этих странах.

XX столетие на Южноамериканском континенте было веком "генеральских тоталитарных демократий". Можно говорить, что практика государственного переворота кликой военных стала практикой на этом континенте. До последнего времени США поддерживали такую практику, поскольку генералы-президенты были людьми вменяемыми и легко управляемыми. Кроме того, они обеспечивали США необходимую поддержку флангов.

Америка предстает в роли спасителя и наставника в глазах нищающих народов Южной Америки. Политический союз с США для них становится все более желательным. Самое интересное, что он действительно выгоден этим странам. Невыгоден он Китаю...

Еще одна выгодная сторона переноса маятника развития для США это психологическая инерция политических оппонентов (и друзей) США. Действия Америки становятся непонятными в рамках политических стереотипов "мирового жандарма". Что дает широкие возможности для удержания позиций США во всем мире, одновременно экономя ресурсы страны на структурную перестройку.

Европа еще не скоро поймет, что решать свои сырьевые проблемы придется ей без помощи Старшего Брата. Тут в очередной раз им аукнется нежелание поддерживать Штаты в ключевые моменты экспансии, в частности в Азии. Возможно, именно нежелание поддержать военные акции Штатов подтолкнули США (может, даже в большей степени чем введение ЕВРО) подтолкнуло США к изменению стратегии. Шейхам же будет предоставлена полная возможность поставить на колени Европу (конечно же в по вопросам энергоносителей).

В целом, представляетс неозможным в этих условиях решить за Европу вопросы интеграции в единое экономическое пространство. Инстинкт самосохранения подтолкнет каждое отдельное государство Евросоюза к новому витку национализма на волне недовольства Арбами и их политикой.

[наверх]


© 2000 Р.А. Исмаилов