На главную страницу

К рубрикатору "Эссе и статьи Исмаилова"

Обсудить статью на форуме

Сменить цвет

Выход (FAQ и настройки цвета)

Р. А. Исмаилов

Линкор для России — III

1.

Перед вами третья статья, посвященная концепции строительства новейшего надводного корабля старшего класса для Российской Федерации. Предыдущие статьи цикла вышли 25 и 15 лет назад и предлагали строительство линейного артиллерийского корабля (в целом в рамках концепции LCS) в первой работе и организацию специфического по управлению и коммуникациям эскадры из линейного корабля, линейного авианосца и спутника управления.

В настоящее время концепцию артиллерийского линкора следует счесть устаревшей. Попытки увеличить дальность стрельбы артиллерии привели к появлению оперенных реактивных снарядов, собственно ракето-снарядов, дальность стрельбы которыми все равно ограничена 150-200 км. Появление шахтных комплексов для ракет с барабанным заряжанием и минометным пуском сняло проблему недостаточной скорострельности ракетного вооружения, а уровень динамических нагрузок, которые испытывает снаряд в стволе, предъявляют завышенные требования к электронике снаряда, а значит ограничивают их интеллектуальность.

В существующих кораблестроительных планах РФ новых кораблей класса крейсер не предусмотрено. Крупнейшим неавианосным кораблем флота планируется эсминец океанской зоны (9-11 килотонн). Вероятный противник также не планирует развитие класса крейсеров: серия Тикондерог развития не получила, серия 14 килотонных эсминцев типа DDX-1000 (Зумвальт) остаестся в виде техонодемонстраторов (3 единицы). Остальные морские державы строительство надводных неавианосных кораблей водоизмещением выше 10 килотонн не рассматривают.


В этой связи следует ответить на вопрос: зачем нужен корабль линейного класса в современной ситуации? Какова его роль и место?

В настоящее время во флоте РФ имеется один ТАКР нужного класса – Петр Великий. Остальные корабли проекта 1144 находятся в резерве разного вида, планируется вернуть не менее двух из них в строй (третий, вероятно, вернуть не удастся из-за состояния корпуса). При этом зарубежные источники оценивают корабли этого проекта неоднозначно: с одной стороны, 25 килотонный атомный крейсер вызывает уважение, его относят к классу линейных крейсеров. Серьезное вооружение, в том числе ПКР П-700, несмотря на некоторое устаревание, все еще остается более чем адекватным. С другой стороны, большие размеры означает большую заметность. Потеря крупного корабля также является большим ударом, чем даже группы меньших. Экипаж, в котором более 700 человек, можно было бы распределить по трем эсминцам.

Заметим здесь, что главная задача ВМФ – это задача обеспечения действия морской компоненты ядерной триады, то есть действий РПК СН – подводных лодок-носителей баллистических ракет. Вторая по значимости: противодействие силам ядерного нападения вероятного противника. То есть отслеживание носителей баллистических ракет, пусков таких ракет и, по возможности, их перехват (участие в системе ПРО).

Эти задачи предусматривают комплекс оперативных мероприятий, направленных на установление господства в море в на некоторых театрах (в классическом понимании, прямо по Мэхэму) хотя бы на время. Безусловно необходимо обеспечить господство на море вблизи собственных баз, данная задача, решаемая совместно с силами береговой авиации и наземных ракетных сил, требует прежде всего обеспечение непрерывной связи у управления разнородными силами. Обеспечение маршрутов выхода РПК СН в зоны боевого дежурства и противодействие подводным силам вероятного противника приводит к необходимости решения задачи локального господства на море. Причем в боевой обстановке эта задача будет решаться в виде боя надводных кораблей.

В этом бою роль авианосцев еще только предстоит оценить. Пока что мы ограничимся наблюдением: дальности применения современного вооружения составляют от 100 до 800 км. Нижняя граница относится к легким ПКР (таким, как П-120 Малахит или П-800 Яхонт при движении по низкой траектории, ПКР Гарпун или Exoset MM.40 block 3), а верхняя – тяжелым ПКР (П-700 или Трайдент), а также соответствует боевому радиусу современного палубного самолета – F-16 или F/A-18.

Вообще, чем ПКР отличается от самолета? Главное отличие – ПКР не надо возвращаться на авианосец. F-16 весит 10 тонн, и несет 7.8 тонн вооружения, F/A-18 при весе в 15 тонн может нести 8 тонн, причем максимальный вес достигается снижением боевого радиуса. То есть F/A-18 занимает массу 2-х П-700, а F-16 – 1.5 таких ракет. Яхонтов в ту же массу можно взять в два раза больше. Казалось бы, самолет можно использовать многократно, что даст некоторый выигрыш массы, но баланс по топливу все равно в пользу тяжелых ПКР. Итак, мы предлагаем следующий вариант: корабль вооруженный по методу All-Big Guns, сверхдальними гиперзвуковыми ПКР в шахтных ПУ, способный к залповой стрельбе, не менее 10-12 ракет в залпе (больше – лучше). Столь большие залпы необходимы для преодоления ордера ПВО эскадры противника. Гиперзвук нужен как для преодоления ордера, так и для сокращения подлетного времени. Томагавк, с его дозвуковой скоростью, может лететь более часа до цели, что равноценно обнаружению и уничтожению ракеты или просто потери цели.


Кроме авианосцев, современные флота имеют крейсера (для США) и эсминцы. Рассмотрим их характеристики в таблице:

Название

Страна

Кол.

Водоизм. тонн

Ск.

узл.

Арт.

VLC

Ракеты

Цена

DDX-1000 Zumwalt

США

0+3

14.800

>30

2*155

80

Tomahawk, Sea Sparrow

3-7 млрд.$

CG Ticonderoga

США

22

9800

32.5

2*127

61

2*4*Harpoon, 122*SM, etc

2-3 млрд.$

DDG Arleigh Burke

США

62+4

8000-9800

30

1*127

90-96

2*4*Harpoon, 74*SM, 24*Sea Sparrow

1.8 млрд.$

Type 45

GB

4+2

8000

29

1*114

48

2*4Harpoon, 48 * Aster

1.6 млрд.

Horizon

FR/IT

4+4

7050

29

2-3*76

48

8*Exoset, 48 Aster

770 млн.

Atago

JP

2+2

10000

30

1*127

96

8*Harpoon, >100 SM

1.5 млрд.$

052D

CHA

0+4

7500

30

1*130

64

8*C-805, ? HHQ-9

1 млрд.$

052C

CHA

4

7000

30

1*100

-

8*C-805, 48*HHQ-9

800 млрд.$

Kolkata

IND

0+3

7000

30

1*100

64

4*4BrahMos, 64 Barak 8

513 млрд.$

Hobart

AUS

0+3

6890

28

1*127

48

2*4*Harpoon, SM

<1 млрд.$

Легко видеть, что все приведенные корабли (кроме DDX-1000) по своим ТТД примерно одинаковы, 7-9 килотонн, 30 узлов, 8 ПКР, 49-96 ПУ вертикального старта для ЗУР, томагавков и т. п. И цена от полумиллиарда до 2-x миллиардов. Зумвальт покрупнее, отдельных ПУ для гарпунов не несет (КР только вертикального старта), 155-мм артиллерия, и не менее чем вдвое дороже.

Предполагаемый линкор должен безусловно превосходить все эти корабли, иметь бронирование, достаточное против их артиллерии, средства ПРО против их 8 гарпунов и достаточный запас ПКР для уничтожения 5-6 кораблей (более 40 ракет).


2.

Но для начала разберемся, нельзя ли в качестве вооружения предложить что-то кроме ракет (и самолетов как ракето-носителей)? Лазеры, рельсовые пушки, какие-нибудь гравидеструкторы?

Во-первых, лазеры отметаются сразу как неспособные к загоризонтной стрельбе. Этот недостаток лазера неустраним, остальные недостатки лазера можно опустить. Пушка Гаусса в атмосфере малоосуществима, громоздка и еще не дошла даже до опытных образцов.

Рельсовая пушка, с другой стороны, вполне осуществима. Но в ближайшее десятилетие шансов на серийный образец нет. Да и обещанная дальность стрельбы не более 200-км при более чем посредственной скорострельности. Так что альтернативы ракетам нет.


Пока наш корабль почти не отличается от Петра Великого. Возможно хватит модернизации П-700? Или же вообще рассмотреть переход к кораблям на «новых физических принципах»? Вероятный противник строит эсминцы DDX-1000 Зумвалт, в конструкции которых прослеживается влияние кораблестроительной школы XIX века – броненосца Конфедерации «Висконсин» и французского БрБо Торо. Беда в том, что попытка реализовать в одном корабле все инженерные новинки сразу сделала корабль очень уродливым и привела к ряду неочевидных технических решений (завал бортов, таранный нос, единая интегрированная надстройка). Причем корабль будет иметь цитадельное бронирование, однако пусковые шахты в целых их рассредоточения вынесены за цитадель и расположены по бортам. Проект вооружения корабля рельсовой пушкой пока отложило в длинный ящик.

Беда Петра Великого в качестве нового корабля в том, что его электронные системы проектировались в «доцифровую» эпоху. По-хорошему ее нужно менять всю, менять структуру радарных постов, антенн и прочих постов наблюдения. Кроме того, налчие на вооружения корабля ракет разных типов привел к диференциации пусковых установок для них, от чего следует отказаться.


В целом корабль следует проектировать под оружие. Пока у нас нет гиперзвуковой ПКР большой дальности. Ее создание – задача номер один. Эта ракета будет нужна и для нового проекта эсминца и новых подводных ракетоносцев. Ракета должна обладать развитым интеллектом. Даже при скорости полета в 5M время подлета на дальность 1000 км составит более 10 минут, что соответствует продвижения надводной цели на 5-10 км. Учитывая современные средства противодействия ПКР следует также создать ракету-носитель ракет малой дальности (при массе боевой части у ПКР 750-900 кг можно ожидать установку 6-8 ракет типа Р-73) для противодействия воздушному патрулю. Также следует включить ракету-противодействия электронным средствам ПВО: постановщик помех, генератор высокочастотных импульсов и т.д. Если будет возможным оснастить ПКР системой радионаблюдения, то следует выделить и ракету-ДРЛО для освещения тактической обстановки. Группа разнородных ПКР имеет больше шансов на прорыв ордера охранения, кроме того будет выполнять задачу даже в условиях отсутствия целеуказания после запуска (таким образом, реализуя система сверхактивного поиска и наведения на цель). В условиях противодействия противником нашим средствам обнаружения возможность вести огонь по примерным координатам крайне важна.

Из очевидных соображений, минимальный размер залпа на авианосный ордер вероятного противника должен состоять не менее чем из 24 ракет, из них 18 основных, а 6 служебных (при этом служебные ракеты, отработав программу, также поражают корабли противника, выбирая корабли эскорта). То есть минимальное число шахт для них 24, учитывая необходимость перезарядки после залпа следует его увеличить вдвое до 48. При это крайне заманчиво реализовать систему единой ПУ для всех видов ракет и ракето-торпед. При минометном старте транспортно-пусковые контейнеры ракет разного типа можно стандартизовать по размеру, ракеты малого размера возможно группировать по несколько единиц в одном контейнере. Стандартные ТПК позволят более гибко использовать ПУ, маневрировать составом ракетной группы в зависимости от боевой задачи и использовать единую систему перезарядки ПУ.

Таким образом, на корабле должно быть установлено не менее 72 ПУ единого типа для не менее чем 36-48 ПКР, 24 ЗРК большой дальности (вероятно, морской вариант С-500 в том числе как элемент ПРО), 72-96 ЗРК средней дальности коллективной обороны (Форт-М) и 16 * 8 ЗРК малой дальности (Кинжал или более современный). Число ТПК больше чем число ПУ, таким образом все ПУ оснащены системой перезарядки.

Такое число ПУ необходимо рассредоточить по длине корабля, минимально по 2 группам. Наличие вертолета у современного корабля имеет как плюсы так и минусы. Возможно сократить авиагруппу до одной машины (для функций спасения, в основном), для разведки и ПЛО же использовать ракету-беспилотник (10-12 единиц). В таком случае ПУ можно разделить на три группы в отношении 30 на баке, 24 на шкафуте и 18 на юте. ПУ должны безусловно находится внутри бронированной части корабля, дополнительный боезапас – по технической возможности.

Артиллерийское вооружение нового корабля следует довести до 2 спаренных 152-мм установок (Коалиция-Ф), а также не менее 8 установок кортик (увеличение по сравнению с Петром Великим – за счет увеличения длины корабля).

Наконец, радиоэлектронное оборудование. Большие размеры корабля позволяют поднять РЛС выше, чем на кораблях других классах, что увеличивает радиогоризонт. В связи с активным технологии стелс как для самолетов, так и для кораблей, главным элементом становятся радары с фазированной решеткой. Необходим радарный комплекс обнаружения и сопровождения надводных целей, радарный комплекс поиска и сопровождения воздушных целей, их следует разделить, в том числе для обеспечения выживаемости радиовооружения при попаданиях. Комплекс следует дополнить средствами обнаружения противника в оптическом диапазоне (самолеты-невидимки в оптическом диапазоне очень хорошо видны).

Комплекс ПВО ближней зоны обеспечивается собственным радаром. Навигационная система (в составе навигационного радара, станций космической навигации, гидролокатора). Системы управления огнем, станции космической связи, ГАС корабля – можно взять с существующих проектов. БИУС корабля должна обладать способностью обрабатывать информацию с удаленных систем обнаружения (беспилотников, ракет ДРЛО, кораблей эскадры и т. п.), а также способностью сообщать тактическую информацию другим кораблям.

Особо следует подчеркнуть средства радиоэлектронной борьбы, в том числе систему генерации импульсных помех (фактически, средство ослепление радарной системы противника).


3.

Сам по себе такой корабль получит водоизмещение около 30-32 килотонн, бронирование бортов 102-152 мм и палубы 102-мм – достаточно для того, чтобы важные узлы корабля не выходили из строя при попаданиях артиллерийских установок и малых ЗРК.

Энергетическая установка корабля такого класса – только ядерная, без дублирования. Такой корабль обязан иметь возможность оперировать в дальней морской зоне даже при полном отсутствии возможности пополнить топливо. Пополнение продовольствием – задача более простая. Скорость – не менее 34 узлов. Требования по скорости следует из необходимости диктовать дальность стрельбы любому потенциальному противнику. Из авианосцев это Энтерпрайз (33.6 узла), из ЭМ и КР -- Тикондерога (32.5). Исходя из водоизмещения и подобия корпусу Петру Великому, такая скорость потребует силовой установки в 160-180 тыс. л.с. (120МВт).

Перспективно создать на базе ПУ ракету-носитель микроспутника для запуска его на низкую орбиту. Теоретически, 8 тонная ракета-носитель возможна (полезного груза около 100 кг), однако меньше чем 18 тонный Пегас никто не делал. Также в теории необходима система интегрального управления соединением кораблей с обменом информацией по защищенному каналу. С возможностью дистанционного применения оружия.

Наличие артиллерии крупного калибра позволит эффективно использовать корабль для поддержки десанта (и как базу ПВО этого же десанта).

Цена такого корабля будет весьма велика, вероятно следует ожидать величин, сравнимых с ценой американского проекта DDX-1000, то есть 3-7 млрд долларов (большее число для головного, меньшее – для серийного). А боевые возможности позволят уничтожить последний со сверхбольших дистанций. Однако главной целью линкора следует считать АУГ противника - при стоимости авианосца в 42 миллиарда долларов линкор, способный его уничтожить, куда дешевле.

Особо следует рассмотреть новомодную нынче тенденцию к применению технологии "стелс" куда попало. Поскольку линкор будет имеет водоизмещение более 30 килотонн и длину свыше 250 метров, то некоторые меры к снижению заметности вполне разумны. К примеру, использования материалов и красок с пониженным радиотраженим. С другой стороны, страсть к оптимальным поверхностям и углам в дизайне надводной части уже породил кунсткамеру уродцев, типа того же английского ЭМ Тип 45. Причем особого толка от прямых поверхностей может и не быть, ведь реальный корпус корабля весьма заметно изгибается на волне, да и качка (продольная и поперечная) вносит свои коррективы. Отметим здесь, что внешняя красота корабля имеет немалое значение, воюют корабли редко, а вот символом своей страны являются все время. Утюг типа Зумвалта просто стыдно показывать друзьям и врагам. Спорных технических решений (например, завала бортов для исключения повторого отражения радиоволн от поверхности моря) следует избегать.

Наконец, тысяча слов зачастую несет меньше смысла, чем одна картинка. Примерный вид корабля: