На главную страницу

К рубрикатору «Эссе и статьи Переслегина»

Сменить цвет

Выход (FAQ и настройки цвета)


С.Б. Переслегин

Антитеррористическая акция США: перспективы расширения операций.

 
	

Предварительная ситуационная оценка:

Террористические акции, осуществленные в США 11 сентября 2001 года, способствовали резкому увеличению характерных частот следования существенных для глобального мирового равновесия международных событий. С началом бомбардировок Афганистана обстановка в мире приобрела отчетливо кризисный характер. В настоящее время нельзя сказать, является ли этот кризис первым звеном постиндустриальной катастрофы, но такая возможность существует и должна учитываться в перспективном планировании.

Движущей силой разгорающегося конфликта являются Соединенные Штаты Америки. В настоящее время эта страна вошла в нисходящую стадию глобального цикла Кондратьева. Данное обстоятельство дополнительно обостряет угрозу экономического спада, вызванную как традиционными причинами, так и "инверсным" характером экономики: ее "перегревом" за счет необеспеченных реальной отдачей инвестиций в высокотехнологичные (информационные) производства.

Население страны, обеспокоенное ожиданием экономической депрессии, подверглось 11 сентября 2001 года шоковому воздействию и находится в стрессовом состоянии. По данным американских врачей до 25% населения страны нуждается в немедленной психологической помощи. Даже если эта цифра преувеличена в несколько раз, не приходится сомневаться в том, что социальная матрица страны потеряла стабильность.

К объективным факторам, толкающим США на наращивание "ударов возмездия", добавляются субъективные, к которым следует отнести:

- нелигитимность (или сомнительная легитимность) избрания Д.Буша Президентом страны;

- испуг, испытанный Президентом во время "террористической атаки";

- не спровоцированное усиление валютного контроля в США, что должно привести к уменьшению конкурентоспособности американской валюты на мировом рынке и, возможно, к кризису доллара.

Сочетание указанных выше объективных и субъективных факторов приведет к тому, что Соединенные Штаты будут искать оперативное решение в крупномасштабной и сравнительно длительной войне .

Возможные стратегии США в войне:

Ограниченные боевые действия в Афганистане не могут удовлетворить Соединенные Штаты, как вследствие малой емкости вторичного рынка вооружений, так и из-за полной "незрелищности" такой войны при очевидно затяжном ее характере.

Мы должны, тем самым, предположить, что боевые действия будут расширены. При этом возможны следующие основные оперативные решения:

1) "Пакистанский вариант".

США способствуют расширению внутреннего конфликта в Пакистане, спровоцированного началом афганской войны и затем вмешиваются в этот конфликт , выступая либо на стороне "законного правительства", либо (что с точки зрения интересов США даже разумнее) на стороне одной из мелких враждующих группировок.

В этой версии истории желательный для США сценарий выглядит следующим образом:

Стадия 1: война в Афганистане, "раскачка" ситуации в Пакистане;

Стадия 2: гражданская война в Пакистане;

Стадия 3: Индия вмешивается в гражданскую войну в Пакистане;

Стадия 4: Китай вмешивается в гражданскую войну в Пакистане.

При такой "редакции" США сохраняют свободу внешнеполитического маневрирования и получают возможность резко загрузить экономику военным производством. Ухудшается международная позиция Индии и, вероятно, России. Китай отвлекается от проблем Азиатско-Тихоокеанского Региона и теряет темп в развитии своего Индустриального мегапроекта.

2) "Дальневосточный вариант".

США - в соответствии с уже озвученными планами - наносит ракетно-бомбовые удары по Филиппинам, Малайзии, Индонезии.

В этом версии может быть реализована следующая схема развития событий:

Стадия 1: наносятся бомбовые удары по Филиппинам. Эти удары приводят к многочисленным человеческим жертвам и вызывают негативную реакцию в России, Японии, Китае.

Стадия 2: следуют удары по Малайзии, "визитной карточке" модернизационной ветви Ислама. Человеческие и материальные потери усугубляются, что немедленно отражаются на курсах рубля, йены, евро. Материальные потери при нарастании американских воздушных ударов приобретают цивилизационный характер. (В этой связи следует заметить, что в Куала-Лумпур есть свой аналог "башен близнецов" Нью-Йоркского торгового центра).

Стадия 3: начинаются удары по Индонезии, которые приводят к массовым беспорядкам в стране и захвату власти исламскими фундаменталистами. После этого в Индонезии, вероятно, вспыхнет гражданская война ста семидесяти миллионов мусульман против пятидесяти миллионов жителей, придерживающихся иных вероисповеданий, преимущественно - христиан. Резко возрастет легальная и нелегальная эмиграция из Индонезии, что породит новую ветвь глобальных "человеческих течений".

Этот сценарий с неизбежностью повлечет за собой большую войну и крах экономики Дальнего Востока. Для США было бы безумием идти на такой риск, но "постиндустриальный барьер" может вынудить безумные решения.

3) Антитеррористическая акция США: "Саудовский вариант".

"Идеальная стратегия для США":

Среди возможных сценариев развития международных событий в связи с американскими антитеррористическими акциями в Центральной Азии резко выделяется "саудовский вариант". Эта версия расширения войны, не озвученная в СМИ, является и наиболее опасной для мирового сообщества, и наиболее перспективной с точки зрения долговременных интересов США.

"Саудовский" сценарий предусматривает нанесение решительного удара по Саудовской Аравии; воздействию с воздуха подвергнутся также Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, несомненно, Ирак и, возможно, Иран .

Этот сценарий наиболее логичен и последователен с точки зрения формальных (объявленных) целей войны, к каковым относятся: физическое уничтожение террористов и обеспечивающей их деятельность организационной и финансовой инфраструктуры.

Боевые действия будут сопровождаться блокадой Персидского залива и приведут к резкому (для многих стран катастрофическому) росту цен на нефть. В этих условиях США расконсервируют собственные нефтяные источники, начнут структурную перестройку своей энергетики и перейдут от импорта энергоносителей к их экспорту. Финансовым обеспечением этой программы может стать национализация всех "исламских" по своему происхождению активов, находящихся в США (по аналогии с национализацией еврейского капитала в 1930-е годы в Германии).

В принципе, такой сценарий на первую половину XXI столетия был запланирован для США еще в 1960-е годы. Сомнительно, все же, что у государства, находящегося на нисходящем участке кривой Кондратьева, хватит решимости на подобные действия, идущие вразрез с современным мироустройством и предусматривающие временную международную изоляцию страны.

Существуют, однако, варианты, в которых США будут вынуждены разыграть "саудовский вариант".

  

"Саудовская стратегия США" в планах исламских модернистов:

Понятно, что политические, экономические и идеологические структуры "Исламского Мира" воспользуются сложившейся благоприятной конъюнктурой для расширения своего влияния и/или сведения счетов друг с другом. В любом случае мир ждет резонансный пик терроризма и насилия.

В рамках этой "исламской стратегии" (которая, по существу, тактика: исламские страны не ждали событий 11 сентября 2001 года и оказались неготовыми к крупномасштабному их использованию) выделяется экзотический сценарий, совпадающий во многих точках с американским "саудовским вариантом".

"Привязкой" исламской религии к реальной истории и географии является в широком смысле Аравийский полуостров, в узком - мечети Мекки и Медины и, прежде всего, Кааба. Эта привязка является ключевым моментом в формировании исламской идентичности, но она же и препятствует свободному распространению религии и ослабляет ее адаптационные возможности. Поэтому полное физическое уничтожение указанных объектов (разумеется, руками "неверных") отвечает интересам "модернистских" течений в Исламе и будет способствовать переходу "исламского ренессанса" в новое качество. Можно, поэтому, предположить, что определенные исламские круги будут провоцировать США именно на "Саудовский вариант", притом в наихудшей его "редакции" - вплоть до использования тактического ядерного оружия. Заметим, что с точки зрения современного международного права сибироязвенные бациллы, обнаруженные в США, могут рассматриваться, как применение "террористами" оружия массового поражения, что дает Штатам право на "адекватный ответ".

Антитеррористическая акция США: положение России.

 	
	

Оценка обстановки:

Кризисность международной ситуации, отсутствие четко выраженных "субъектов" войны провоцирует "индуктивные" отклики на действия США в Центральной Азии. Иными словами, под прикрытием общих лозунгов борьбы с терроризмом государства начинают решать внутренние проблемы, "под шумок" разбираясь с оппозицией, сепаратистами, соседями и пр. Пример уже подал Китай, организовавший конфессиональную "чистку" в приграничных с Индией и Пакистаном районах.

Долговременные интересы России требуют сохранять в развертывающейся "большой войне" нейтралитет, и притом дружественный по отношению к обеим сторонам . Напротив, долговременные интересы США заключаются в том, чтобы Россия обязательно была втянута этот конфликт - желательно, хотя и не обязательно, на стороне "антитеррористической коалиции". Развертывающееся на наших глазах "столкновение цивилизаций" обращает к России вызов "определиться со своей позицией". Можно с уверенностью сказать, что этот вызов примет форму последовательных провокаций, даже не обязательно кем-то сознательно спланированных.

Простейшей из таких провокаций является возобновление войны на территории Афганистана, что может вызвать искушение поддержать силы "Северного альянса" против движения Талибан. Нет необходимости повторять, что талибы и бойцы альянса ничем не отличаются друг от друга, и что Россия совершенно не заинтересована в Афганистане.

Гораздо более сложной провокацией является поведение Грузии, которая сочла политическую обстановку благоприятной для развязывания очередной "абхазской войны". Такая война воспринимается некоторыми российскими политическими кругами, как выгодная для страны, - поскольку она дает возможность перенести зону пассионарного "стока" из района Чечни за государственные границы. Следует подчеркнуть, что конфликт в Абхазии является лишь модулем "большой войны" США, по отношению к которой России следует не занимать позиции.

"Черноморский инцидент" :

В связи с разворачивающейся масштабной войной особое беспокойство вызывает кризис в отношениях России, Израиля и Украины, вызванный гибелью пассажирского самолета Ту-154 над Черным морем.

В настоящее время можно считать твердо установленным, что авиалайнер с российскими и израильскими гражданами был сбит украинской ракетой С-200 во время масштабных учений ПВО Украины. Это событие не могло быть вызвано случайной ошибкой оператора по следующим причинам:

- Радиолокатор комплекса С-200 указывает расстояние до целей, которые маркируются по степени их опасности;

- Система наведения ракеты требует радиолокационной "подсветки" цели практически до момента нанесения удара - головка инфракрасного наведения включается в нескольких километрах от цели и имеет очень узкий сектор захвата. Иными словами, ракета не была ликвидирована по команде с земли после того, как она достигла границы полигона (чего неукоснительно требует инструкция), более того, продолжался процесс наведения ее на цель - пассажирский самолет;

- В момент поражения Ту-154 рядом с ним - в том же секторе Черного моря на разных высотах находились еще два пассажирских самолета - армянский и болгарский. Ракетой был выбран самолет, параметры полета которого максимально отличались от характеристик условной цели;

- Выбор места, времени и обстоятельств трагедии также не свидетельствует в пользу версии о случайной ошибке. Во время разгорающейся антиисламской войны сбит самолет с гражданами России и Израиля - именно тех стран, которых сейчас усиленно втягивают в конфликт;

- Версия, согласно которой Ту-154 был сбит украинской ракетой, была озвучена средствами информации США сразу же после катастрофы, то есть задолго то того, как появились какие-то ее реальные подтверждения.

Понятно, что, выступив "единым фронтом" с Израилем (а в сложившейся ситуации это практически неизбежно), Россия делает шаг в сторону антиисламской коалиции.

Дипломатическая реакция на инцидент выглядит замедленной и заставляет вспомнить Сараевский кризис, когда месяц практического молчания завершился серией взаимных ультиматумов.

Если самолет действительно был сбит сознательно, позволительным становится вопрос "кому выгодно?". При любом исходе конфликта международное положение Украины резко ухудшается, что ослабляет и позицию ее Президента. Соответственно, подозрения падают либо на ближневосточных фундаменталистов, параноидально ненавидящих Израиль, либо же - на страну, "оплатившую" украинскую независимость. В связи с последней версией представляют интерес попытки Л.Кучмы занять по поводу инцидента "твердую позицию".

Президент России по внутриполитическим соображениям не может игнорировать инцидент, тем более, что в его случайный характер он вряд ли верит. Столь же предопределена реакция должностных лиц Израиля. В этой обстановке лишь быстрые и исчерпывающие извинения со стороны Украины могут нормализовать обстановку и свести инцидент к сугубо экономическим вопросам компенсации за погибших.

В противном случае следует, видимо, ожидать резкого ухудшения отношения между Россией и Украиной, что в условиях развертывающейся Большой Войны крайне опасно.

Некоторые комментарии.

Уже после того, как эта статья была опубликована и получила некоторый резонанс нам стали известны некоторые дополнительные подробности о "Черноморском инциденте". Прежде всего, следует заметить, что радиолокатор комплекса С-200 имеет режим работы, при котором не определяется дальность до цели. Очевидно, что расчетом использовался именно он. Во-вторых, была найдена комбинация событий, примерно 5 или 6 случайностей, которые могли привести к захвату неверной цели. Отметим однако, что если каждый из элементов события вполне вероятен, то их сочетание вместе вызывает огромное недоверие.

[наверх]


© 2000 Р.А. Исмаилов