К рубрикатору «Эссе и статьи Переслегина» |
Сменить цвет |
В настоящее время известны два основных класса управленческих структур: иерархические (они же административные, они же сенсорно-логические) и сетевые (они кооперативные, они же сенсорно-этические).
К достоинствам административных структур следует отнести:
1. дисциплину, субординацию, наличие фиксированных стандартов отношений "начальник-подчиненный", "сослуживец-сослуживец", "служащий клиент";
2. четко выраженные нормативные обязанности сотрудников, меры наказаний и поощрений;
3. управляемость коллектива, согласованность действий при авралах;
4. упорядоченность, обеспечиваемую подчиненностью всего коллектива (не исключая руководителя) логике административной системы.
К недостаткам административных структур относятся:
1. стремление системы к разбуханию управленческого аппарата, к росту числа степеней иерархии;
2. высокое информационное сопротивление, как следствие - медленное, неадекватное, чаще всего - рефлекторное реагирование на изменение ситуации;
3. игнорирование специфических талантов, возможностей, пристрастий сотрудников, наказуемость инициативы;
4. естественный антиотбор (известный в теории систем, как "стрела Аримана"), в результате которого интеллектуальный и моральный уровень руководителя обратно пропорционален высоте занимаемого им поста;
5. неспособность системы работать в режиме реального времени.
К достоинствам сетевых структур можно отнести:
1. низкое информационное сопротивление (вплоть до эффектов информационной сверхпроводимости и информационной генерации);
2. максимальное использование личных качеств сотрудников, причем не только достоинств, но и недостатков;
3. возможность быстрой переориентации деятельности фирмы;
4. возможность возникновения общего психологического поля (коллективного эгрегора).
Недостатки сетевой системы очевидны:
1. Отсутствие реальной дисциплины (договорной, субординационной и пр.);
2. значительная вероятность возникновения паразитных информационных потоков, пожирающих время и силы сотрудников и руководителя, потоков, проявляющих тенденцию развиваться в конфликтные ситуации;
3. провоцирование системой эгоизма сотрудников, стремления их к обогащению (в форме денег, товаров, влияния, власти) за счет интересов фирмы;
4. стремление сотрудников превращать свою уникальность и выделенность;
5. произвол в определении обязанностей сотрудников, мер наказания и поощрения.
К недостаткам обеих систем управления относятся:
1. борьба за власть во всевозможных формах;
2. преобладание витальной (жизнеобеспечивающей) деятельности фирмы над ментальной (жизнесодержащей), т.е. отсутствие ориентации на реальный конечный результат, отсутствие связи между планированием, результатом, оплатой;
3. спонтанная неустойчивость по отношению к внутренним конфликтам;
4. ТРИЗоническая неполноценность: отсутствие связи структуры предприятия с его локальными задачами (статичность структуры). В настоящее время в СНГ и странах Запада предпринимаются более-менее успешные попытки найти сочетание этих двух систем.
К приемам управления, используемым в обеих системах, относятся: совет, просьба, договор, обсуждение, приказ в разнообразных формах.
Значительно реже употребляется "контекстуальное управление", при котором человека вынуждают выполнить те или иные действия, непрямым воздействием - созданием вокруг него (или вокруг проблемы) соответствующего контекста.
К контекстуальному относится управление, использующее приемы классической психологии: соционическое, психоаналитическое, трансакционное, тренинговое. Обобщением контекстуального служит игровое управление.
(Например, игра в альтернативную структуру - сеть в иерархических отношениях, приказ при кооперативной системе. Примитивный вариант: начальник играет с подчиненным "на распоряжение". Наиболее интересен путь, при котором система управления предприятием сливается со структурой ролевой игры высокого уровня.)
© 2000 Р.А. Исмаилов