На главную страницу

К рубрикатору «Эссе и статьи Переслегина»

Сменить цвет

Выход (FAQ и настройки цвета)


С. Б. Переслегин , Е. Б. Переслегина

Менталитеты когнитивной фазы

Тезисы:

1. Было бы удобно выделить четыре основных менталитета соответствующие в основном четырем фазам развития цивилизации и четырем периодам развития личности. Но концы с концами не сходятся.

С чего бы это?

С фазами у нас так: архаичная, традиционная, индустриальная, когнитивная В традиционной фазе «сидит» так называемое рабовладение и феодализм, которые вроде и отвергнуты современными историками, но нам для классификации полезны весьма. С периодами у нас так: детство, отрочество, юность, зрелость, просветление С менталитетами у нас так: варвары, аристократы, интели, буржуа, прочие почему-то не названы.

2. Понятно, что неплохо бы назвать тех, которые уже есть с менталитетами когнитивной фазы, условные Мушкетоны старшие, соединившие в себе противоречащие идентичности. Назовем их синергетиками, например. Среди этих «психов» много трансцендентных попадается. Или еще лучше аналитиками.

3. Согласимся со старыми разработками, так как других нет.

4. Припишем периоды развития, уровни Лири-Уилсона и этих новеньких менталитетов:

Варвары детство оральный биовыживательный импринт1-2 года развития
Аристократы подростки анальный территориально-эмоциональный импринт 2-3 года развития ( я — сам) и далее подростковый характер, и пр. чувство собственного достоинства
Интели юность времясвязывающий семантический 3-6 лет, включение в социум на уровне слов, обозначение мира
Буржуа взрослость моральный социополовой 7-8 лет, включение в социальный институт, общественные табу, коллективные запреты
Синергетики просветление холистический, нейросоматический 7-8 лет, вместо включения в социальный институт!!! формирование несоциальной картины мира: почему нельзя? Кому нельзя? Кто я?

5. Теория менталитетов — это теория формирования убеждений, которые связаны со старыми и новыми общественными структурами. Те убеждения, которые проявляются при взаимодействии образуют идентичности.

6. Убеждение это та рамка, которую человек держит для поиска себе подобных, ищет крышу, т.е. ищет тех, кто в детстве, при обстоятельствах, по дурости попал на похожие грабли и теперь считает что «мужчина должен работать», «нельзя любить двоих», «секс — это главное в жизни», «все женщины истерички», «наука это объективный метод познания мира», «все кругом негодяи», «за труд всегда придет награда», «карму в Россию не завозили» и т.д.

Совпали убеждения — отлично, друзья, сотрудники, чуть копнули глубже, оказалось, что на развитие технических систем смотрим по разному и на то, кому платить за пиво — тоже, ап, и оказались в конфликте, осталась вооруженная дружба, игра в школу шпионов, конфликтологический протокол, я тебя уважаю, но.

Там где ждали изоморфизма картин мира, а края провисли и не совпали конфликт больше, чем у тех, кто вообще из разных крыш — эти и не надеялись договориться. У них все определено и понятно.

Варвары не имели чувства собственности, они имели чувство голода, жажды, удовольствия, ярости, жажды крови, покоя, наслаждения от взаимодействия с силами природы. Они платили своим телом за невзгоды жизни.

Убеждение: «Вселенная ко мне дружественна или вся жизнь борьба!»

Территории не хватало, пока варвар спал, нужно было кому-то ее охранять и как-то регулировать других варваров. Появились «аристократы». Дух и вера в собственную уникальность поставила их над людьми и оградила от людей. Они заняли территорию индивидуальной силой, но решили, что сын получит все по праву наследования. Появились сильные эмоции, первая провокация богов — я имею право быть пусть не сильнейшим, но мой идеал лучше твоего. Иисус пошел на крест за свои убеждения о том, как должны жить люди. Боги притащили на землю любовь отдельную от тела. Ребенок сказал Я-сам, несмотря на то, что мама могла сделать за него. Аристократы брали, что хотели по праву отметки территории, и продолжение рода было вполне нравственным делом.

Убеждение: «Бей своих, чтоб чужие боялись! Я живу по законам чести, других законов не приемлю, Для Атоса это слишком много а для графа де-Лафер слишком мало!»

В первых двух менталитетах собственность — это условие, а не цель.

Из аристократов пятого поколения, выросших в замке, в любви близких и с благословения богов вывелись интели, которые похоронили нетренированное тело в поисках любви небесной и заявили позже «Вовсе не нужно давить и душить, чтобы мир тебе кланяться стал// Я из обломков обычной души сколотил неплохой пьедестал// И тосковать не имею причин, занимаясь привычным трудом// Умной рукой я кладу кирпичи, в вере лесть, к лести страх — вот и дом»

Это церковники и ученые, которые считают, что «Нет в мире высшего блаженства, чем осознание Пути, когда достигнув совершенства, ты все же вынужден идти, когда и сердцем и мышленьем приемлешь разом мрак и свет, тогда легчают сожаленья о пустоте минувших лет», это рассуждающие, стоящие картины мира, обозначающие, инвентаризаторы бытия. Это те, кто ввели понятие «масса» и работают с людьми вообще, с большими системами и со всем тем, что не пощупать, не убить, не полюбить.

Это убеждения: образование — это сила, главный в обществе — юрист и полицейский, нужно укреплять государство, нужно создавать империю, нужно регламентировать варваров и подавить аристократов серой массой, нужно выполнять многие формальности во имя улучшения своей картины мира и более глубокого понимания законов природы и общества.

Далее из умников и проповедников выливаются политики и бизнесмены, которые возвращаются к потребностям, но только все уже инвентаризировано, и нужно соединить слова с объектами. Они сгоняют крестьян с земли, как их научили «умники» и начинают строить производство потребительских стоимостей и за это имеют награду, больше этих стоимостей разных номиналов. И начинаются убеждения: бог помогает тому, кто трудится, экономит, считает, богатеет, отказывает себе в глупостях. Государство должно охранять мою жизнь, работу и накопления, в остальном — у всех равные права зарабатывать и потреблять. Отбросы, которые не умеют жить в обществе, нужно отправлять в резервации, кормить и заставлять делать нужную для общества работу, не нужно ничем увлекаться сверх меры. Чувство меры — главное чувство буржуа. Они для варваров не только трусливы, как интели, но и скучны. Он пишут резолюции…

Когнитивные убеждения — это по большому счету — начало для отсутствия убеждений. Свободный переход из тоннеля в тоннель реальности. Менталитет таких людей проявляется в поведении как легкость, отсутствие сопротивления при восприятии поступков и событий. И вопрос лишь в том, как они возьмутся из буржуазного менталитета. Т.Лири, отвечает на это: из гедонистической элиты иначеговоря от изобилия свободного времени.

Возможны и др. маршруты, из отрицающих буржуазную трусость и скупость прямая дорога к свободе, мимо интельских и буржуазных реалий. Получается человечище, в котором инсталлированы контуры Т. Лири, второй и пятый. Здесь, по крайней мере не возникает противоречия между убеждениями от «Я» или от «массы». И синергетики и аристократы индивидуально отвечают за причуды собственного сознания, только синергетики не возводят оное в абсолют.

На шестом контуре господствуют аналитики, которые с максимально отдаленной рефлексивной позиции, часто не из тела отслеживают энергетические и информационные процессы в обществе и выше и могут по выбору сообщать и не сообщать о своих выводах отдельным людям. Это индивидуальный менталитет — последний в рамках убеждения «Я — человек, представитель вида Номо». Их можно еще назвать миссионерами. От осознания своей миссии. На этом уровне заканчивается тренинг по уровням Бертрана Рассела и Вселенская сказка о человеческом Пути и эволюции вида Номо.

[наверх]


© 2002 Р.А. Исмаилов