На главную страницу

К рубрикатору «Письма наших читателей»

Выход (FAQ и настройка цвета)


Литвинов М. В.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИИ В 2012 ГОДУ

Данная статья представляет собой один из возможных проектов развития Вооруженных сил (ВС) России в начале 21 века. Поэтому автор приветствует любой анализ и любые предложения по коррекции этого проекта, однако это не означает, что все будет принято. Все цифровые показатели приведены на 2000 год, за исключением особо оговоренных случаев. При укрупненных расчетах использованы данные, справедливые для ВС США и НАТО, а также показатели военного бюджета СССР в 1990 году. При перерасчете использован паритет покупательной способности (ППС) национальных валют и доллара. В основу проекта положены те две единственные внятные цифры, которые сумела озвучить нынешняя, обиженная Богом, власть: 900 тысяч военнослужащих и расходы на национальную оборону в 3,5% ВВП, что для 2000 года означает 247,2 млрд. рублей.

Годы дешевой демагогии на тему военной реформа в России привели к тому, что из желаемого эта реформа превратилась в неотвратимое. Достаточно взглянуть на распределение мужского населения России по возрастам, чтобы понять: ныне существующая система испустит дух при любом ходе событий, не позднее 2010 года.

Таблица 1.

Данные за 1999 год.

Возраст, годы 0-4 5-9 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40 и более
Численность, т. чел 3402 4609 6222 5836 5384 5208 4876 6169 27 005

На сегодняшний день призвать в ВС удается не более 22-23% подлежащего призыву контингента и нет никаких оснований полагать, что ситуация изменится в лучшую сторону. И тем не менее, несмотря на то, что служба в армии сама по себе есть обязанность, и у большинства населения не может вызывать восторженных чувств, а в современных условиях это недовольство усиливается целой группой общественных пороков, принявших в армии наиболее уродливые формы, автор не видит возможности отказаться от нее. И дело вовсе не в том, что всеобщая воинская повинность является важным атрибутом подлинно демократического государства, так как способствует объединению всех слоев общества, давая пример сотрудничества в интересах всех граждан, способствует стиранию границ между социальными группами и препятствует складыванию в армейской среде кастовой замкнутости, способствующей превращению армии в угрозу демократическому устройству государства. Эти красивые слова к современной России имеют весьма опосредованное отношение. Есть более приземленная причина. Опыт строительства современной Российской Армии (РА) показал, что укомплектовать сухопутные войска (в особенности мото-стрелковые отделения, экипажи танков и других бронированных машин) контрактниками практически невозможно. Массовое дезертирство военнослужащих этих категорий началось уже на третий — четвертый месяц 2-й чеченской войны и практически совпало с окончанием активной фазы боевых действий. Не помогла ни приманка в 800 рублей боевых в день (совершенно фантастический оклад содержания в 3 500 долларов по ППС), ни кнут в виде «зинданов», в которые сажали пойманных дезертиров. В конечном итоге пришлось заместить эти должности военнослужащими срочной службы, а контрактники расползлись по теплым местечкам в поддерживающих и обеспечивающих подразделениях. Не решило это и проблему неуставных отношений. Если раньше они имели место внутри подразделений, то при контрактной службе они складывались между подразделениями в рамках гарнизона. Наконец, случаи продления контракта на срок более года в сухопутных войсках были единичными. Поэтому чисто контрактная армия в России на сегодняшнем этапе исключена. Да и указанный оклад содержания, который позволил добиться временной дисциплины в войсках позволит иметь России армию из не более, чем 250 тысяч военнослужащих.

Все выше сказанное привело автора к выводу, что сохранение и всеобщей воинской повин-ности и срочной службы по призыву не только возможно, но и желательно. Однако, при подобной постановке вопроса необходимо решить ряд проблем. Первая из них заключается в снижении численности призывного контингента, вторая в получении достаточной мотивации у военнослужащих срочной службы по исполнению своих обязанностей в период срочной службы, третья в недостаточной продолжительности срочной службы, что приводит к непроизводительным расходам по обучению личного состава, четвертая в уклонении от воинской службы путем получения высшего образования. Все эти проблемы тесно связаны и с порядком прохождения службы офицерами, а также с формированием корпуса младших командиров.

Итак попробуем увязать между собой указанные проблемы. Прежде всего воинская обязанность должна быть всеобщей не только по названию, но и по содержанию. Нынешний принцип добровольно-принудительного комплектования, когда в армию не попадают все кто этого активно этого не хочет, прибегая к около законным, полузаконным и незаконным способам, должен быть отставлен. Фантастическое социальное расслоение общества данность и его необходимо учитывать. Возможность законного откупа от службы для богатых слоев населения должна стать нормой, как является она нормой в большинстве стран с социально-экономической структурой сходной с российской, например в Турции. В качестве рабочей планки суммы отступного можно по примеру Турции установить сумму в 100 тысяч рублей. Возраст призыва на срочную службу следует поднять до 20 лет (это позволит в случае нарастания международной напряженности путем снижения призывного возраста резко увеличить численность Вооруженных Сил (ВС), и кроме того, снимет ряд возражений противников всеобщей воинской повинности). Кроме того, следует предусмотреть возможность ухода на срочную службу в более раннем возрасте по добровольному желанию: с 18 лет и с согласия родителей с 17 лет, при условии обязательной физической годности. Продолжительность срочной службы следует установить в 36 месяцев с последующим зачислением в резерв на 7 лет, и в запас на 10 лет. На службу призываются все лица достигшие указан-ного возраста, не проходящие учебу в ВУЗах или среднетехнических учебных заведениях охва-ченных системой вневойсковой подготовки кадров. Исключается поступление в военные училища и школы подготовки унтер-офицеров, для лиц не прошедших срочную службу. Лица не прошедшие срочную службу не допускаются к занятию невыборных должностей на государственной службе, к поступлению в учебные заведения прочих силовых ведомств. Наконец, за каждый год непорочной срочной службы (отсутствие взысканий от командира полка и судимостей) выплачивается по окончании срока службы определенная денежная премия (ориентировочный размер 28 000 рублей за каждый год). Лица по состоянию здоровья признанные негодными к службе в мирное время, но годными в военное зачисляются на 10 лет в резерв 2-й очереди и, затем, на 10 лет в запас. Порядок прохождения срочной службы следующий. Призыв осуществляется четыре раза в год: в последних декадах февраля, мая, августа, ноября. В течение первых трех месяцев службы новобранец получает первичную воинскую подготовку и основы воинской специальности в учебно-территориальных полках (УТП). Полки развернуты по всей территории страны, применительно к распределению населения. Ориентировочное количество полков — 45. Зоной ответственности УТП является мобилизационный округ. Его территория подразделяется на районы, в которых действуют районные военные комиссариаты. С началом военных действий на базе УТП развертываются центры боевой подготовки и переподготовки личного состава, формируются маршевые пополнения, а также новые части и соединения из военнослужащих запаса. на территории УТП развернуты базы хранения военной техники Сухопутных Войск (СВ). В отношении альтернативной службы для тех, кто не хочет брать в руки оружие по морально-этическим причинам, автор считает правильным использование этих контингентов для заполнения должностей гражданских служащих ВС, число которых в армии с 900 тысячами военнослужащих должно составлять не менее 150 тысяч человек (по аналогии со странами НАТО имеющими смешанный способ комплектования). Продолжительность альтернативной службы 36 месяцев с зачислением на 7 лет в резерв 2-й очереди и в запас на 10 лет

Для лиц получивших высшее образование необходимо предусмотреть особый порядок прохождения военной службы. Причины этого следующие. На сегодняшний день военные кафедры ВУЗов готовят массу офицеров запаса, которые во-первых, никакие не офицеры, во-вторых, в таких количествах никому не нужны. Это одна сторона проблемы. Вторая такова: проведенный в 1996 году опрос 6300 студентов, обучающихся на военных кафедрах в Москве, Санкт-Петербурге и Уфе дал следующее распределение по причинам, которые подвигли студентов на получение дополнительного образования по военной специальности:

нежелание идти на срочную службу 44,2%,
получение знаний, которые могут пригодиться в жизни 23,2%,
расширение кругозора 17%,
прибавка к стипендии 9,5%,
романтика военной службы 4,9%,
прочие причины 1,7%.

При этом готовность заключить контракт с Министерством Обороны (МО) после окончания учебы на военной кафедре высказали 16,1%, не определились по этому вопросу 27,6%, выразили нежелание 56,1%. Однако, при условии всеобщей воинской обязанности эти люди обязаны служить. Кроме того, в России действует необъяснимая с нормальной точки зрения льгота по образованию, когда лицо с высшим образованием служит срочную службу солдатом только в течение 12 месяцев. Тем не менее отказываться от системы военных кафедр неправильно. Во-первых, потому что идущие в ВУЗы молодые люди армии мирного времени в 900 тысяч человек не очень то и нужны, а во-вторых, потому что подготовка офицера в военном училище обходится в 200 тысяч рублей в год, а на военной кафедре в 6 тысяч. В то же время для замещения должностей офицеров требующих технических или специальных знаний (финансовые, юридические) выпускники военных кафедр предпочтительнее, что показывает многолетний опыт и СССР и России. Учтем и еще один аспект проблемы. В СССР, да и в современной России, между прохождением службы офицером и солдатом имеется огромное психологическое различие. Солдат в большинстве периодов нашей истории рассматривался, как существо низшего порядка. По этому направляя в войска технических специалистов правительство было вынуждено защищать их от произвола низших начальников присвоением офицерского звания. Поскольку предлагаемая система предусматривает обязательное прохождение всеми будущими командирами срочной службы солдатами, эта проблема должна потерять актуальность. Поэтому следует ввести двухступенчатую систему обучения на военной кафедре. Первый цикл в течение 2-го курса института проходят все студенты признанные физически годными для службы в военное время. По его результатам на двухмесячных учебных сборах в УТП они аттестуются на звания рядовой — сержант и зачисляются на 10 лет в резерв 1-й или 2-й очереди, в зависимости от состояния здоровья, и на 10 лет в запас. Этот цикл обучения является обязательным, не прошедшие его отчисляются из ВУЗов. На второй цикл зачисляются по личному заявлению, на конкурсной основе лица успешно закончившие первый цикл. Обучение продолжается в течение 3-го и 4-го курсов, по окончании которого на двухмесячных учебных сборах при академиях видов вооруженных сил аттестуются на звания ст. сержант — ст. прапорщик и числятся после этого в резерве 1-й очереди в течение 10 лет и в запасе в течение 10 лет. Офицерское звание присваивается только тем, кто заключит контракт с МО на действительную службу (минимальный срок 2 года), а также не ранее чем через 5 лет нахождения в резерве при условии прохождения трехмесячных квалификационных сборов. МО оставляет за собой право, в случае настоятельной необходимости мотивированным указом президента призвать на действительную службу срок не более 2 лет любое лицо закончившее ВУЗ и находящееся в резерве 1-й очереди. Аналогичный порядок прохождения службы распространяется на ряд средне-специальных учебных заведений по списку МО.

Порядок прохождения службы офицерским составом следующий. После действительной срочной службы кандидат в офицеры поступает в Академию вида Вооруженных сил. Где после двухгодичного обучения аттестуется на первичное офицерское звание мл. лейтенант — ст. лейтенант. При поступлении в Академию заключается контракт обязывающий прослужить на действительной службе не менее 5 лет. При выслуге этого срока офицер получает право бесплатно получить высшее образование в любом ВУЗе России (не говоря о том, что эта мера резко сократит численность армии, три года обучения в ВВУЗе 1 обходятся государству в 600 тысяч рублей, а 5 лет учебы гражданского лица в ВУЗе в 125 тысяч рублей). При продлении контракта на 2-й и 3-й пятилетние сроки, после окончания 2-го срока офицер получает право на получение сокращенной пенсии, после окончания 3-го срока — право на получение полной пенсии. Офицер выслуживший все три срока зачисляется в запас на 10 лет. После первого срока офицер зачислятся в резерв на 10 лет, после второго на 5 лет. Выплата пенсии начинается с зачислением в запас. Аналогичным является прохождение службы для унтер-офицерского состава. После срочной службы годичное обучение в школе рода войск и заключение первичного контракта на 4 года действительной службы. По его окончании выплачивается премия и происходит зачисление в резерв на 12 лет и в запас на 10 лет. Возможно заключение еще трех четырехлетних контрактов, при этом срок нахождения в резерве сокращается на срок выслуженный на действительной. После второго контракта дается право на получение высшего образования по окончании службы за счет государства, после третьего право на неполную пенсию, после четвертого на полную пенсию.

Перейдем к конкретному осуществлению предложенных мер. Численность призывного возраста определим в 600 тысяч мужчин. Численность призывного контингента годного к прохождению службы в 120 тысяч. Количество годных к и ограниченно годных к военной службе студентов в одном призывном возрасте 350 тысяч. В Вооруженных Силах численностью 900 тысяч человек должно быть не менее 90 тысяч офицеров и 110 тысяч унтер-офицеров. При этом до 25% офицерских и до 33% унтер-офицерских должностей могут быть замещены выпускниками военных кафедр.

Для учебных войск получаем следующую численность.

В УТП постоянно находится 30 000 военнослужащих срочной службы и 8 000 военнослужащих по контракту.

Количество курсантов в Академиях видов ВС (при среднем сроке службы офицера 10 лет) составит 14 000 курсантов и 9 000 военнослужащих по контракту.

В школах родов войск (при среднем сроке службы унтер-офицера 8 лет) количество курсантов 14 000, военнослужащих срочной службы 15 000, военнослужащих по контракту 10 000.

Таблица 2 2 .

Вид ВС Штат мирного времени Военнослужащие срочной службы Прочие военнослужащие Курсанты
Учебные войска 100 000 45 000 27 000 28 000
СВ 395 000 217 000 178 000
ВВС 210 000 50 000 160 000

ВМФ ,

в том числе МП

115 000

15 000

38 000

8 000

77 000

7 000

ВКО 10 000 10 000
РВСН 50 000 50 000
Охранные части 15 000 10 000 5 000
ЦО ВС 5 000 5 000
ВСЕГО 900 000 360 000 512 000 28 000

Рассмотрим во что обойдется содержание личного состава Вооруженных сил подобной структуры.

360 000 тысяч военнослужащих срочной службы и 28 000 тысяч курсантов обойдутся в 32 000 рублей каждый — 12,4 млрд. рублей.
Премия для военнослужащих срочной службы составит (по 28 000 рублей) — 10,1 млрд. рублей.
Содержание военнослужащих на контрактной службе (по 125 000 рублей) — 64 млрд. рублей.
Содержание 150 000 гражданских служащих (по 48 000 рублей) — 7,2 млрд. рублей.
Расходы на 350 тысяч студентов 1-го цикла обучения (по 6 000 рублей) — 2,1 млрд. рублей.
Расходы на 180 тысяч студентов 2-го цикла обучения (по 6 000 рублей) — 1,1 млрд. рублей
ИТОГО — 97 млрд. рублей

Это составит 39,2% процента ассигнованных средств .

Боевая подготовка и материально-техническое обеспечение войск (на уровне ВС США):

СВ, МП, охранные части, учебные войска, ЦО МО (по 50 000 рублей на военнослужащего) общая численность 530 тысяч — 26,5 млрд. рублей.
РВСН и ВКО (по 110 тысяч рублей), численность 60 тысяч — 6,6 млрд. рублей.
ВВС (по 220 тысяч рублей), численность 210 тысяч — 46,2 млрд. рублей.
ВМФ (по 125 тысяч рублей), численность 100 тысяч — 12,5 млрд. рублей.
ИТОГО — 91,2 млрд. рублей.

Это составит 36,7% процента ассигнованных средств .

Оставшиеся 59 млрд. рублей следует распределить между затратами на вооружение и военную технику, НИОКР и капитальным строительством следующим образом:

Закупки вооружения и военной техники — 16% военного бюджета (39,6 млрд. рублей).
Расходы на НИОКР — 6,5% военного бюджета (16,1 млрд. рублей).
Расходы на капитальное строительство — 1,6% военного бюджета (3,3 млрд. рублей).

Расходы по трем последним статьям недостаточны и увеличение затрат по ним должно стать приоритетным по мере роста ВВП и суммарные затраты по этим статьям должны достигнуть 30% военного бюджета. Второй по приоритетности задачей является выделение в резерве первой очереди организованного резерва, что потребует роста затрат на боевую подготовку и МТО.

В части реализации предложенной структуры остается рассмотреть вопрос о том, как будут выглядеть виды ВС России в рамках определенной численности.

Начнем с ВКО и РВСН (в СССР эти виды ВС были объединены). В 1990 году в их состав входили: 19 ракетных дивизий (1 398 ПУ МБР 3 ), дивизия ПРО, дивизия космической обороны, порядка 210 тысяч человек. Вне зависимости от ратификации договора СНВ-2 к 2010 году из состава РВСН будут выведены МБР РС-18 и РС-20, как полностью исчерпавшие свой ресурс. В составе РВСН останутся 10 шахтных ПУ РС-22, 20 шахтных ПУ РС-12М, 36 железнодорожных ПУ РС-22, и 360 мобильных ПУ РС-12М. За период до 2010 года возможно развертывание до 80 шахтных и мобильных ПУ РС-12М. Таким образом общее число ПУ МБР составит порядка 500 единиц. Это около 36% от численности группировки РВСН в 1990 году. Количество ракетных дивизий: 3 шахтных ПУ, 1 железнодорожных ПУ, 10 мобильных ПУ. Определенная численность в 60 000 военнослужащих при условии нахождения в ВКО и РВСН примерно 10-15 тысяч гражданских служащих представляется вполне достаточной.

В современных ВС России ВВС и ПВО объединены вместе. Ни финансовые возможности ни численность мирного времени не позволяют копировать состав ВВС США. В этих условиях приоритетной задачей объединенных ВВС и ПВО является завоевание господства в воздухе и прикрытие своих войск и территории страны от воздушного нападения. В этих условиях ставка при строительстве Военно-Воздушных Сил должна быть сделана на истребители завоевания господства в воздухе (Су-27 и МиГ-31). Основной тактической единицей в ВВС будет полк из 24 машин (3 эскадрильи по 2 звена из двух пар). Численность полка (летный и авиационно-технический составы) 400 человек в истребительной и штурмовой авиации, 900 человек в Дальней, Стратегической и Военно-Транспортной авиации. Полки по 4 объединяются в авиационные дивизии.

Истребительная авиация включает 8 авиадивизий, в составе каждой 2 полка на СУ-27, 1 полк на МиГ-31, и смешанный авиаполк 2-4 А-50, и по 8 разведчиков и постановщиков помех на базе Су-24. Численность авиадивизии с подчиненными системами базирования и обеспечения 9 000 человек по полному штату (4 000 по штату мирного времени, в авиаполках 1 600).

Штурмовая авиация включает 2 авиадивизии по 4 штурмовых полка на СУ-25 каждая. Численность мирного времени 4 000 человек (развернутая 8 000).

Дальняя авиация также включает 2 авиадивизии по 4 полка на ТУ-22М. В звене 3 ударных самолета и 1 постановщик помех. Численность мирного времени 6 000 человек, развернутой дивизии 10 000.

Дивизия стратегической авиации имеет на вооружении 1 полк ТУ-160 и 3 полка ТУ-95МС. Полки имеют на вооружении по 16 боевых самолетов и 8 учебных машин. Численность мирного времени 6 000 человек, полный штат 10 000.

Военно-транспортная авиация включает 3 авиадивизии по 4 транспортных полка. Численность мирного времени 6 000 человек, полный штат 10 000.

Всего в составе 16 авиадивизий в мирное время 76 тысяч человек и 1600 экипажей, по пол-ному штату 148 тысяч человек.

По мобилизации предусматривается формирование на базе гражданской авиации 6 дивизий военно-транспортной авиации общей численностью 60 000 человек.

Основу группировки ПВО составляют зенитно-ракетные системы С-300П и ПМ. Основная единица полк имеющий на вооружении от 3 до 6 дивизионов, каждый из которых включает по 12 ПУ. Зенитно-ракетная бригада должна включать один такой полк, отдельные дивизионы вооруженные ЗРК, ПЗРК и орудиями ЗА 4 , для прикрытия позиций полка, аэродромов авиации, пунктов управления и «мертвых» пространств. Также в состав бригады входят подразделения контроля воздушного пространства, связи и управления. Развернутая численность бригады 6 тысяч человек, штатная численность мирного времени 3 000 человек. Общее число зенитно-ракетных бригад 34. Штатная численность ПВО по мирному времени 102 тысячи военнослужащих, полная штатная численность 204 тысячи.

В органах центрального подчинения ВВС и ПВО (управление, связь, МТО, учебные части) по мирному времени находится 32 000 военнослужащих, а по полному штату 68 тысяч человек. Общая численность развернутых ВВС и ПВО составляет 480 тысяч человек, для их укомплектова-ния потребуется 270 тысяч резервистов.

Рассмотрим приблизительную структуру СВ России. В их состав войдут следующие воин-ские объединения и отдельные соединения:

Штатная численность АК составляет 60 000 человек. АК включает в себя корпусную основу — 12 000 человек, и четыре механизированные дивизии по 12 000 человек каждая. Состав корпусной основы (КО):

Штатная численность АК мирного времени — 33 000 человек.

МД/ВДД включает в себя дивизионную основу — 4 500 человек, и три механизированных полка по 2 500 человек каждый. Полный штат 12 000 человек. Состав дивизионной основы (ДО):

Штатная численность МД мирного времени — 7 000 человек.

Всего в составе СВ имеется 9 организаций АК, 45 организации дивизий. Общая численность составляет 648 000 человек по полному штату и 395 000 по штату мирного времени. Корпусные и дивизионные основы по штату мирного времени кадрированы, из линейных полков дивизии один кадрирован, два содержатся по полному штату. Из 9 отдельных дивизий 7 содержатся по полному штату. Кроме того, в составе ВМФ имеются 6 б полков морской пехоты (МП) (две на ТОФ, по одной на СФ, БФ, ЧФ и Каспии), штатной численностью 2 500 человек, содержащиеся по полному штату.

таблица 3.

Полный штат Военнослужащие срочной службы Военнослужащие по контракту Военнослужащие резерва

Армейский корпус,

в т.ч. корпусная основа

60 000

12 000

17 000

1 000

16 000

4 000

27 000

7 000

Сокращенная дивизия,

в т.ч. дивизионная основа

12 000

4 500

4 000

1 000

3 000

500

5 000

3 000

Боеготовый полк 2 500 1 500 1 000
Кадрированный полк 2 500 500 2 000

Дивизия полного штата,

в т.ч. дивизионная основа

12 000

4 500

8 000

3 500

4 000

1 000

В войсках вводятся три вида развертывания. Первый вариант означает, что войска находятся в районах постоянной дислокации и обстановка в жизненно важных для страны регионах не несет угрозы для её безопасности. Прикрытие границы осуществляется боеготовыми полками. Личный состав кадрированных полков осуществляет поддержание мобилизационной готовности собственных подразделений и техники, а также обеспечивает проведение полевых учений для личного состава рот/батарей боеготовых полков.

Зоны прикрытия 5 :

Побережье Мурмана — 61-й опМП СФ (2 500).
Граница с Норвегией и Финляндией — 57-й АК (20 000).
Побережье Калининградской области — 336 опМП БФ (2 500).
Граница Калининградской области — 1-я гв. ОМД (5 000).
Побережье Финского залива, граница с Эстонией и Латвией — 22-й гв. АК (20 000).
Группа присутствия в Белоруссии — 2-я гв. ОМД (12 000).
Группа усиления «Северо-Запад» — 76-я гв. ВДД (12 000).
Северный участок границы с Украиной — 20-й гв. АК (20 000).
Южный участок границы с Украиной — 2-й гв. АК (20 000).
Побережье Черного моря — 810-й опМП ЧФ (2 500).
Группа усиления «Юго-Запад» — 7-я гв. ВДД (12 000).
Кавказская граница — 58-й АК (20 000).
Побережье Каспия — 77 гв. опМП КФл (2 500)
Граница с Казахстаном — 41-й АК (20 000).
Граница с Монголией — 5-я гв. ОМД (5 000).
Граница с Китаем, севернее р. Амур — 36-й АК (20 000).
Граница с Китаем, южнее р. Амур — 35-й АК (20 000).
Побережье Приморья — 5-й АК (20 000).
Сахалин — 85-й опМП ТОФ (2 500).
Камчатка и Чукотка — 106-й опМП ТОФ (2 500).
Группа присутствия в Закавказье — 127-я гв. ОМД (12 000).
Группа присутствия в Средней Азии — 201-я ОМД (12 000).
Группа общего усиления — 98-я, 106-я гв. ВДД (24 000).

Номера частей, соединений и объединений указаны ориентировочно.

Доукомплектование этих группировок до полной численности производится за счет УТН и школ родов войск.

Третий вариант развертывания, вводится в случае возникновения глобального противостояния, как-то:

Данный уровень боеготовности характеризуется сосредоточением максимально возможных сил в зоне противостояния и мобилизационным развертыванием ВС.

Армейские корпуса развертываются в полевые армии, а дивизии — в армейские корпуса. Новый штат для армейской основы 18 000 человек:

Штатная численность полевой армии — 130 000 человек.

Новый штат корпусной основы 12 000 человек:

Штатная численность армейского корпуса военного времени — 28 000 человек.

При переводе дивизий на штат корпуса линейные полки развертываются в бригады численностью 4000 человек и их число возрастает до четырех в корпусе, дополнительные 45 бригад формируются на базе УТП. Необходимые для восполнения потерь в ходе первых шести месяцев боев запасные войска, в составе 45 запасных бригад штатной численностью по 6 000 человек формируются на базе УТП. Общая численность СВ по последнему варианту развертывания составит, с учетом МП 1 437 000 человек, запасных войск — 270 000 человек. Для достижения этих цифр потребуется мобилизовать 1 237 000 человек, что составит 5 возрастов военно-обученных резервистов Сухопутных войск и Морской пехоты ВМФ.

Численность личного состава ВМФ России (без учета морской пехоты) составит 100 тысяч военнослужащих. Из этого числа в плавсоставе флота может находится не более 40 тысяч военнослужащих (в том числе не более 5 000 срочной службы). Численность береговых служб флота (морская авиация, система базирования флота, береговая артиллерия, охрана баз флота) составляет 60 тысяч военнослужащих (25 тысяч срочной службы).

Распределение плавсостава по типам кораблей:

стратегические подводные ракетоносцы (14 единиц пр.941, 667БРДМ и БДР) 3 700 чел (по два экипажа);
АПКР пр. 949(А) (12 единиц) 3 400 чел (по два экипажа);
АПЛ пр. 671РТМ, 885, 945 и 971 (40 единиц) 3 400 чел.
ДПЛ пр. 636, 877 (24 единицы) 1 400 чел.
ВСЕГО в подплаве

11 900 чел.

авианесущий крейсер 2 100 чел.
6 ракетных крейсеров 3 300 чел.
2 пр.1914, и «Урал» 1 800 чел
12 ЭМ пр. 956(А) 3 600 чел.
8 БПК 1 800 чел.
ВСЕГО на крупных кораблях 12 600 чел.
26 больших десантных кораблей пр.1174, 775, 1171 3 200 чел.
12 сторожевых кораблей пр.1135 2 200 чел.
5 ракетных кораблей пр. 1166.1 и 1154 800 чел.
24 малых ракетных корабля пр.1234 1 500 чел.
45 малых противолодочных кораблей пр.1124 и 1331 3 200 чел.
ВСЕГО в эскортных силах 7 700 чел.
90 минно-тральных кораблей пр. 266, 12650 4 900 чел.
На прочих судах флота 9 900 чел.
ИТОГО 40 000 чел.

Сноски

1 . ВВУЗ — высшее военное учебное заведение. [ Назад ]

2 . СВ — сухопутные войска, ВВС — военно-воздушные силы, ВМФ — военно-морской флот, МП — морская пехота, ВКО — военно-космическая оборона, РВСН — ракетные войска стратегического назначения, ЦО МО — центральные органы министерства обороны. [ Назад ]

3 . ПУ — пусковая установка, МБР — межконтинентальная баллистическая ракета. [ Назад ]

4 . ЗРК — зенитный ракетный комплекс, ПЗРК — переносной зенитно-ракетный комплекс, ЗА — зенитная артиллерия [ Назад ]

5 . АК — армейский корпус, ОМД — отдельная мотострелковая дивизия, ВДД — воздушно-десантная дивизия, гв. — гвардейская, опМП — отдельный полк морской пехоты, СФ — Северный флот, БФ — Балтийский флот, ЧФ — Черноморский флот, ТОФ — Тихоокеанский флот, КФл — Каспийская флотилия. [ Назад ]

[наверх]


© 2002 Р.А. Исмаилов