На главную страницу

К рубрикатору "Эссе и статьи Переслегина"

Выход (FAQ и настройки цвета)


С.Б. Переслегин

Америка для афроамериканцев или "чертова дюжина Оскаров".

Политкорректность - болезнь заразная. Вот уже и российские средства массовой информации стыдливо отказываются комментировать церемонию "Оскара 2002". Как же, в отличие от Олимпиады в Солт-Лейк-Сити "Оскар" - это внутреннее дело США, более того - внутреннее дело американской киноакадемии.

Однако кто как не американцы приучили нас к мысли: в эпоху глобализации никаких "сугубо внутренних дел" не существует. Тем более что разобраться в американских проблемах, не коснувшись Голливуда, и раньше не представлялось возможным.

Сразу же оговоримся: человек не вправе требовать от других людей беспристрастности. "Бойся справедливости, ты можешь ее получить", - говорил по этому поводу главный герой цикла романов американской писательницы Лоис Макмастер Бутжолт. Всякая премия есть триумф субъективного над объективным, внутреннего над внешним, кулуарного над публичным, и это пребудет до скончания мира (но, может быть, сие не так уж долго?).

Перед нами тот редкий случай, когда проблема - не в сути. В гораздо большей степени она - в форме.

Отправным пунктом нашего анализа является вручение "Оскара" за лучшую женскую роль. Как известно, статуэтку получила Хэлли Берри за "Бал монстров". Сколько благожелательных комментариев вызвала в прессе ее истерика на сцене… Да нет, я не против того, чтобы человек искренне выражал свои чувства; слезы актрисы, узнавшей, что она удостоена высшей профессиональной награды, понятны и извинительны даже в самом чопорном обществе. Только вот одна проблема: Хэлли Берри - актриса и, даже без "Оскара", не самая плохая. Почему же, слушая ее прерываемую рыданиями речь, мне так хотелось, чтобы в зале "специального" оскаровского кинотеатра "Кодак" сидел наш великий режиссер Станиславский? Уж он-то не преминул бы прекратить истерику своим сакраментальным: "Не верю!"

Что же поделать, если слезы Берри были не только наигранными, но и тщательно отрепетированными…

В Ватикане известна пословица: "Тот, кто приезжает на конклав папой, уедет оттуда кардиналом". В полной мере это относится к Николь Кидман, чья великолепная игра превратила в Искусство (и даже в Большое Искусство) ничем не выдающийся и, несомненно, "заказной" 2 ремейк "Мулен Руж" и обеспечила кассовость такому сложному и необычному фильму, как "Другие". Но Николь Кидман выпало несчастье быть австралийкой, то есть находится вне линий действия США - ладьи на мировой шахматной доске . Как Корея слишком далека от американского континента, чтобы вручать ее спортсменам золотые медали в шот-треке, так и Австралия не заслуживает того, чтобы тратить на нее оскаровские статуэтки.

Эта "организационно-деятельностная позиция" омрачила церемонию и Расселу Кроу. Было утонченное издевательство в том, что "Игры разума" признаны лучшим фильмом года, а вот "лучшего актера" дали Дензелу Вашингтону за роль полицейского в "Тренировочном дне". Странно, конечно, что "Оскар" не получил Уилл Смит за роль Муххамеда Али: все-таки Смит - худший актер среди номинированных на премию, а его персонаж - трижды герой афроамерики, исламист, и, опять же, болен болезнью Паркинсона. Нет, не все мы понимаем в содержании аппаратных игр Голливуда!

В некотором роде, "Игры разума" действительно выдающаяся работа. В фильмах - биографиях своих великих граждан признанными законодателями мод были Советский Союз и гитлеровская Германия. Но даже эти страны за редчайшими исключениями не делали главными героями художественных лент современников. Как-то не принято в наше время называть гениями живых ученых (к "вождям и учителям" это, понятно, не относится)…

Подобно любому биографическому фильму, "Игры разума" откровенно скучен, и досмотреть его до конца удается только из-за таланта Рассела Кроу, который, наверное, хорошо "смотрелся" бы и в видеошоу по мотивам записей телефонного справочника.

Присуждение "Играм разума" титула лучшего фильма года - это, несомненно, политика. А вот выдача этой серой биографической поделке премий за лучший сценарий и лучшую режиссуру 2 - это хорошо рассчитанное оскорбление. Рассела Кроу и Австралийского Союза.

Приз за "пожизненные достижения в кинематографе" получил Сидней Пуатье, афроамериканец, которому впервые вручали "Оскара" сорок лет назад. Лучшим иностранным фильмом стала "Ничья земля" из истории сербо-боснийского конфликта. Фильма я не видел, но, говорят, что, несмотря даже на присуждение ему "Оскара", он лучше своей репутации и, может быть, действительно заслуживает награды.

Подведем итоги. На церемонии "Оскара 2002" столкнулись две политические тенденции, и эти тенденции оказались комплиментарными. Призы Хэлли Берри, Дензелу Вашингтону, Сиднею Пуатье, фильму - "Ничья земля" выражают развитие тренда политкорректности. Награды "Играм разума", звонкая пощечина Расселу Кроу и Николь Кидман воплощают тренд "доктрины Монро", замывание США в себе, своих ценностях и своих проблемах.

А нам остается только радоваться тому, что не все в Голливуде и вокруг него стремятся к золотым статуэткам, поэтому, кроме "Игр разума" можно увидеть на экранах тонкий и умный фильм о симметрии мира живых и мира мертвых ("Другие"), сложнейший интеллектуальный детектив "Малхолланд Драйв", действие которого происходит в квантовомеханической логике и затрагивает парадокс Шредингера, жесткую и честную японскую ленту "Королевская битва", кстати, запрещенную в США, утонченную "Спираль", в которой информационные объекты вторгаются в реальный человеческий геном, великолепный "Ка-Пекс", ставящий под сомнение некоторые убеждения европейской цивилизации.

Я сознательно не включил в список два фильма, роль которых во "встряхивании" США и западного мира будет оценена значительно позже. Возможно, "Властелину колец" и "Гарри Поттеру" США обязаны не только выходом из психологической депрессии, которая в ноябре-декабре отмечалась у 70% населения страны, но и какими-то проблесками экономического подъема. Как это естественно, что второй фильм не получил на церемонии в Лос-Анджелесе ничего, а первый - награды за операторскую работу, спецэффекты, грим и музыку. Относительно последнего уместно процитировать Романа Ойру-Ойру: "Ценность этого предмета заключается не в обшивке, и не в пружинах, которых нет".

Сноски

1 . До выхода на экраны фильма "Мулен Руж" это известное варьете на Монмантре, едва ли не один из символов Франции, было на грани закрытия. Сейчас оно переживает возвращение к своему звездному десятилетию. [ Назад ]

2 . Кроме того, "Играм разума" досталась и лучшая женская роль второго плана - "Оскара" получила Дженифер Коннели за роль Алисии Нэш, жены Джона Нэша. Думаю, что Алисия сыграла значительную роль в судьбе своего мужа, но вот в фильме ... [ Назад ]

[наверх]


© 2002 Р.А. Исмаилов