К рубрикатору "Эссе и статьи Переслегина" |
Политкорректность - болезнь заразная. Вот уже и российские средства массовой
информации стыдливо отказываются комментировать церемонию "Оскара 2002". Как
же, в отличие от Олимпиады в Солт-Лейк-Сити "Оскар" - это внутреннее дело США,
более того - внутреннее дело американской киноакадемии.
Однако кто как не американцы приучили нас к мысли: в эпоху глобализации никаких
"сугубо внутренних дел" не существует. Тем более что разобраться в американских
проблемах, не коснувшись Голливуда, и раньше не представлялось возможным.
Сразу же оговоримся: человек не вправе требовать от других людей беспристрастности.
"Бойся справедливости, ты можешь ее получить", - говорил по этому поводу главный
герой цикла романов американской писательницы Лоис Макмастер Бутжолт. Всякая
премия есть триумф субъективного над объективным, внутреннего над внешним, кулуарного
над публичным, и это пребудет до скончания мира (но, может быть, сие не так
уж долго?).
Перед нами тот редкий случай, когда проблема - не в сути. В гораздо большей
степени она - в форме.
Отправным пунктом нашего анализа является вручение "Оскара" за лучшую женскую
роль. Как известно, статуэтку получила Хэлли Берри за "Бал монстров". Сколько
благожелательных комментариев вызвала в прессе ее истерика на сцене… Да нет,
я не против того, чтобы человек искренне выражал свои чувства; слезы актрисы,
узнавшей, что она удостоена высшей профессиональной награды, понятны и извинительны
даже в самом чопорном обществе. Только вот одна проблема: Хэлли Берри - актриса
и, даже без "Оскара", не самая плохая. Почему же, слушая ее прерываемую рыданиями
речь, мне так хотелось, чтобы в зале "специального" оскаровского кинотеатра
"Кодак" сидел наш великий режиссер Станиславский? Уж он-то не преминул бы прекратить
истерику своим сакраментальным: "Не верю!"
Что же поделать, если слезы Берри были не только наигранными, но и тщательно
отрепетированными…
В Ватикане известна пословица: "Тот, кто приезжает на конклав папой, уедет
оттуда кардиналом". В полной мере это относится к Николь Кидман, чья великолепная
игра превратила в Искусство (и даже в Большое Искусство) ничем не выдающийся
и, несомненно, "заказной"
2
ремейк "Мулен
Руж" и обеспечила кассовость такому сложному и необычному фильму, как "Другие".
Но Николь Кидман выпало несчастье быть австралийкой, то есть находится вне линий
действия США - ладьи на мировой шахматной доске . Как Корея слишком далека от
американского континента, чтобы вручать ее спортсменам золотые медали в шот-треке,
так и Австралия не заслуживает того, чтобы тратить на нее оскаровские статуэтки.
Эта "организационно-деятельностная позиция" омрачила церемонию и Расселу Кроу.
Было утонченное издевательство в том, что "Игры разума" признаны лучшим фильмом
года, а вот "лучшего актера" дали Дензелу Вашингтону за роль полицейского в
"Тренировочном дне". Странно, конечно, что "Оскар" не получил Уилл Смит за роль
Муххамеда Али: все-таки Смит - худший актер среди номинированных на премию,
а его персонаж - трижды герой афроамерики, исламист, и, опять же, болен болезнью
Паркинсона. Нет, не все мы понимаем в содержании аппаратных игр Голливуда!
В некотором роде, "Игры разума" действительно выдающаяся работа. В фильмах
- биографиях своих великих граждан признанными законодателями мод были Советский
Союз и гитлеровская Германия. Но даже эти страны за редчайшими исключениями
не делали главными героями художественных лент современников. Как-то не принято
в наше время называть гениями живых ученых (к "вождям и учителям" это, понятно,
не относится)…
Подобно любому биографическому фильму, "Игры разума" откровенно скучен, и
досмотреть его до конца удается только из-за таланта Рассела Кроу, который,
наверное, хорошо "смотрелся" бы и в видеошоу по мотивам записей телефонного
справочника.
Присуждение "Играм разума" титула лучшего фильма года - это, несомненно, политика.
А вот выдача этой серой биографической поделке премий за лучший сценарий и лучшую
режиссуру
2
- это хорошо рассчитанное оскорбление.
Рассела Кроу и Австралийского Союза.
Приз за "пожизненные достижения в кинематографе" получил Сидней Пуатье, афроамериканец,
которому впервые вручали "Оскара" сорок лет назад. Лучшим иностранным фильмом
стала "Ничья земля" из истории сербо-боснийского конфликта. Фильма я не видел,
но, говорят, что, несмотря даже на присуждение ему "Оскара", он лучше своей
репутации и, может быть, действительно заслуживает награды.
Подведем итоги. На церемонии "Оскара 2002" столкнулись две политические тенденции,
и эти тенденции оказались комплиментарными. Призы Хэлли Берри, Дензелу Вашингтону,
Сиднею Пуатье, фильму - "Ничья земля" выражают развитие тренда политкорректности.
Награды "Играм разума", звонкая пощечина Расселу Кроу и Николь Кидман воплощают
тренд "доктрины Монро", замывание США в себе, своих ценностях и своих проблемах.
А нам остается только радоваться тому, что не все в Голливуде и вокруг него
стремятся к золотым статуэткам, поэтому, кроме "Игр разума" можно увидеть на
экранах тонкий и умный фильм о симметрии мира живых и мира мертвых ("Другие"),
сложнейший интеллектуальный детектив "Малхолланд Драйв", действие которого происходит
в квантовомеханической логике и затрагивает парадокс Шредингера, жесткую и честную
японскую ленту "Королевская битва", кстати, запрещенную в США, утонченную "Спираль",
в которой информационные объекты вторгаются в реальный человеческий геном, великолепный
"Ка-Пекс", ставящий под сомнение некоторые убеждения европейской цивилизации.
1 . До выхода на экраны фильма "Мулен Руж" это известное варьете на Монмантре, едва ли не один из символов Франции, было на грани закрытия. Сейчас оно переживает возвращение к своему звездному десятилетию. [ Назад ]
2 . Кроме того, "Играм разума" досталась и лучшая женская роль второго плана - "Оскара" получила Дженифер Коннели за роль Алисии Нэш, жены Джона Нэша. Думаю, что Алисия сыграла значительную роль в судьбе своего мужа, но вот в фильме ... [ Назад ]
© 2002 Р.А. Исмаилов