На главную страницу

К рубрикатору "Эссе и статьи Переслегина"

Выход (FAQ и настройки цвета)


С.Б. Переслегин

О концепции "виртуального государства".

1. Государство может быть определено:

· как "основное орудие политической власти в классовом обществе" (марксистская трактовка);

· как "политическая форма организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти" (политическая трактовка);

· как субъект международного права (юридическая трактовка);

· как субъект, обладающей всей полнотой суверенитета на определенной территории (территориальная трактовка).

Выделяют следующие признаки государства:

· наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности механизм государства;

· наличие права, регулирующего систему общественных отношений и порядок деятельности государственных механизмов;

· наличие определенной территории, пределами которой ограничена государственная власть.

Обычно, к атрибутивным проявлениям государственности относят:

· монополию законодательства и судопроизводства;

· монополию эмиссии денег и иных знаков оплаты (почтовых марок и пр.);

· монополию управления вооруженными силами.

Перечисленные выше детерминанты в совокупности составляют понятие государственности. Однако в реально существующих государствах они выражены в существенно различной степени. Например, Ватикан не имеет своей территории (географически папское государство занимает квартал в пределах города Рима, юридический статус этой территории, по меньшей мере, не очевиден). Андорра и Сан-Марино не имеют армии и собственной системы судопроизводства. Государства единой Европы не осуществляют независимой денежной эмиссии. Заметим здесь, что так называемые "правительства в изгнании" всегда рассматривались в качестве субъектов международного права, хотя не контролировали никакой территории и не управляли никаким населением (а равным образом, не имели вооруженных сил, не осуществляли эмиссию денег и не отправляли судопроизводство).

Мы приходим к выводу, что наиболее правильной является конвенциальная трактовка государственности : государство есть то, что система международного права (то есть, прежде всего - другие государства, затем ООН, в последнюю очередь - иные международные организации) признает государством. Эта трактовка позволяет сформулировать понятие " виртуального государства ".

2. Виртуальное государство не имеет собственной территории. В качестве его "юридического адреса" может быть взята любая географическая точка, находящаяся в международных водах или в космическом пространстве. Например, удобно создать виртуальное государство в "начале отсчета" - точке с координатами 00 с.ш., 00 в.д., то есть - в центре Гвинейского залива.

3. Однако виртуальное государство может владеть территорией. В частности, оно вправе иметь посольства (консульства) в пределах тех государств, которые установили с ним дипломатические отношения. В соответствии с современным международным правом, такие помещения пользуются правом экстерриториальности.

4. Равным образом, правом экстерриториальности пользуются помещения транспортных средств (судов, самолетов, железнодорожных составов, автомашин), принадлежащих виртуальному государству и соответствующим образом зарегистрированных как его собственность.

5. Виртуальное государство не соотносится с какой-либо нацией. Тем самым, оно не имеет национального языка и осуществляет свои отправления на одном из признанных международных языков (английском, русском, китайском, арабском, эсперанто, латыни…).

6. Виртуальное государство является субъектом международных отношений.

7. Следовательно, виртуальное государство должно иметь собственные государственные органы, отвечающие современным представлениям о субъектах международного права.

8. Это подразумевает построение юридической оболочки виртуального государства.

9. Юридическая оболочка виртуального государства должна включать в себя:

· декларацию, оправдывающую существование этого государства с точки зрения исторических или цивилизационных приоритетов 1 (примером такого документа может быть "Декларация прав Будущего-в-настоящем");

· конституцию (основной закон), описывающую государственный строй, основные права и обязанности граждан и общественных объединений, механизм государственного управления;

· закон о гражданстве;

· декларацию, выражающую отношение виртуального государства к основополагающим документам, определяющим мировое юридическое пространство (прежде всего, к "Атлантической хартии" и зависимым от нее международным соглашениям);

· гражданский кодекс;

· уголовный кодекс.

10. Виртуальное государство должно строиться на принципах "двойного гражданства" (гражданин виртуального государства может быть также гражданином иного государства, если законы последнего это допускают).

11. Основополагающим принципов гражданства виртуального государства является самоопределение: любой носитель разума, признающий законы виртуального государства и желающий получить гражданство этого государства, может его получить.

12. Виртуальное государство имеет право:

· регистрировать на своей виртуальной территории промышленные и иные хозяйственные предприятия, банки, страховые компании, транспортные системы (суда, авиалайнеры, автомашины, трубопроводы), информационные системы (сайты, порталы, сети);

· устанавливать правила налоговых отчислений для зарегистрированных на его виртуальной территории объектов хозяйственной, финансовой, информационной и транспортной деятельности, получать соответствующие налоги и распоряжаться ими в соответствии с Конституцией виртуального государства и его Гражданским кодексом;

· собирать налоги с граждан виртуального государства (если это не противоречит Конституции, Гражданского кодексу и международным соглашениям, ратифицированным виртуальным государством);

· осуществлять эмиссию денег (в том числе электронных) и иных знаков оплаты;

· осуществлять внешнеторговую деятельность (в том числе, посредническую);

· осуществлять образовательную деятельность;

· осуществлять страховую деятельность;

· осуществлять дипломатическую деятельность (в том числе, посредническую);

· приобретать в государственную собственность земли, промышленные и иные хозяйственные предприятия, финансовые, образовательные, страховые учреждения, системы транспорта и в дальнейшем распоряжаться этой собственностью;

· контролировать морское и воздушное пространство в пределах, по крайней мере, 12 морских миль вокруг условной точки его "регистрации", получать транзитные и концессионные отчисления с этой морской территории.

13. Важным направлением деятельность виртуального государства может стать регистрация, создание и дальнейшая эксплуатация международного виртуального университета. По сути, речь идет об очень привлекательной возможности создать образовательный центр, юридически изъятый из-под юрисдикции отдельных национальных государств и осуществляющий свою деятельность в интересах того или иного глобального проекта. Например, - проекта "Когнитивная фаза".

14. Интересной возможностью развития виртуального государства является регистрация на его "территории" единой международной транспортной системы (практически это означает изъятие международного транспорта из юрисдикции национальных государств и передача его единой транснациональной монополии).

15. Аналогичным образом, виртуальное государство может стать "центром кристаллизации" единой международной (внегосударственной) финансовой системы, единой международной информационной системы .

16. Сугубо формально, виртуальное государство является механизмом использования противоречия между структурами, создающимися по мере развития процессов глобализации/глокализации, и национальными государствами. Экономически, оно может рассматриваться как "абсолютный оффшор", позволяющий осуществлять те формы экономической деятельности, которые способствуют глобализации/глокализации, но не соответствуют национальному и международному экономическому законодательству.

В рамках классификации А.Неклессы виртуальное государство представляет собой даже не "глубокий Юг", а в терминах У.Эко "предел Африки". Тем оно и интересно.

Заметим здесь, что постиндустриальный барьер и создание когнитивной фазы подразумевает переформатирование всей нормативной системы торговли/производства. В известном смысле, весь мир на время превратится в "глубокий Юг". С этой точки зрения наличие управляемого виртуального "предела Африки" внутри Евро-Атлантической цивилизации полезно.

17. "Виртуальное государство" может представлять интерес как влиятельный международный политический клуб .

Можно рассмотреть несколько версий такого Клуба:

а) Виртуальное государство как ролевая игра без стратегического элемента. В этой модели (простейшей из всех) гражданами являются политики, менеджеры, эксперты одного государства, например, России. Для этих людей виртуальное государство оказывается коммуникативной площадкой, облегчающей выход в транснациональную плоскость и, следовательно, повышение статуса.

б) Виртуальное государство как политическая форма организации региональных государственных объединений. В такой модели оно оказывается "оболочкой", "юридическим лицом", обозначающим данное объединение. Его гражданами являются влиятельные политики региона.

в) Виртуальная государство как форма управления межрегиональным конфликтом (например, Индо-Пакистанским). Здесь виртуальное государство используется как коммуникативная и экспериментальная площадка, граждане его - политики и эксперты среднего звена, вырабатывающие рекомендации для лиц, принимающих решение. Практически, речь идет об очень элитарной стратегической ролевой игре.

г) Виртуальное государство как организатор транснационального Проекта, исполнителями которого выступают национальные государства 2

д) Виртуальное государство как политическая форма организации глобальной сверхэлиты.

18. Многообещающим направлением деятельности виртуального государства может стать " экспериментальная юриспруденция " - практическое испытание "в лабораторном масштабе" гражданских, уголовных, международных правовых норм и систем норм. Понятно, что такие испытания будут оплачиваться заинтересованными государствами или внегосударственными организациями.

В частности, представляет интерес экспериментальная проверка концепции "развивающегося общества" (как альтернатива устаревшей концепции "гражданского общества").

19. Особый международный статус виртуального государства делает его весьма привлекательным центром для развития международного морского и воздушного туризма (например, все пассажиры круизного лайнера получают на время путешествия гражданство виртуального государства и соответствующие права).

Здесь речь идет, как об игре, особой форме карнавала , которая способна сделать отдых привлекательнее, так и о предоставлении "простым гражданам" дипломатических прав. Это может представлять интерес в следующих случаях:

а) Гражданин страны А желает совершить путешествие в страну Б, с которой у страны А весьма натянутые отношения. Получив статус гражданина виртуального государства, он может более комфортно отдохнуть (пример: русские в Латвии);

б) Гражданин страны А желает совершить путешествие в страну Б, с которой у страны А нет дипломатических отношений. Он приедет туда как гражданин виртуального государства.

в) Турист желает получить услуги, которые в стране пребывания недоступны (например, по религиозным соображениям). Для этого он оформляет себе дипломатический статус через виртуальное государство. Например, Иран не может предоставлять "простым туристам" ряд товаров и услуг, которые доступны для лиц с дипломатическим паспортом. Возможность легко получить такой паспорт сделает Иран существенно более привлекательным для туристов, что отвечает интересам иранской стороны.

20. Интересной и востребованной формой виртуального государства может быть "литературное государство" (мир Толкиена, мир Стругацких и т.п.).

21. В рамках конвенциальной трактовки государственности виртуальное государство нуждается для своего создания:

в создании нормативной базы;

в провозглашении;

в формировании органов управления и субъекта государственности;

в "регистрации" (то есть, в признании со стороны других государств и международных организаций, прежде всего - ООН).

Здесь необходимо иметь в виду, что само по себе "провозглашение" не значит ничего или почти ничего. Виртуальное государство имеет смысл, если оно становится достаточно многообещающим проектом , в который есть смысл вкладывать не только деньги, но и связи.

Сегодня остается возможность воспользоваться формальными каналами ООН, то есть, поставить вопрос о признании виртуального государства перед Ассамблеей этой организации. Надо сказать, что секретариату ООН будет весьма трудно отыскать причины для отказа.

Сноски

1 . Этот момент является принципиальным. "Исторически сложившиеся" государства не нуждаются в обосновании своего существования. Вернее, они имеют такое обоснование - и именно историческое. Вновь создающиеся государственные образования должны обладать некой специфической проектностью, иными словами - претендовать на свое особое место в мировом сообществе. Как правило, создание государств оправдывается национальными интересами и подтверждается предъявлением силы. Для виртуального государства единственным возможным "мотивом существования" является наличие культурного или цивилизационного проекта, который подразумевает наличие суверенитета и, при этом, по тем или мотивам не может быть осуществлен существующими национальными государствами или их совокупностью. [ Назад ]

2 . Здесь мы пользуемся классической "оперативно-штабной" схемой, в рамках которой проектная деятельность требует разделения управленческих структур на Организатора (Штаб) и Исполнителя (Оперативное звено). Организатор обеспечивает Исполнителя ресурсами, ставит перед ним задачи и контролирует их исполнение. В современных транснациональных проектах дифференциация штабного и оперативного звена выражена слабо. [ Назад ]

[наверх]


© 2002 Р.А. Исмаилов