На главную страницу

К рубрикатору «Письма наших читателей»

Сменить цвет

Выход (FAQ и настройка цвета)


Zatvornik

Стратегия для образования — поговорим о принципах

1. Развивая идеи, заложенные в статье С.Б. Переслегина

« Стратегия для русского образования » попробуем посмотреть на этот процесс со стороны простейших принципов.

  1. Для чего это нужно? — Цель.
  2. Что является составляющими процесса? — Анализ.
  3. Какой критерий оценки эффективности?

2. При рождении человек имеет лишь 23% мозга взрослого индивида. Быстрое его увеличение продолжается в течение первых шести лет жизни, а весь процесс роста мозга прекращается лишь на двадцать третьем году жизни.

Ввиду такой длительной фазы инфантилизма особенную актуальность приобретает процесс передачи знаний, опыта, навыков молодому подрастающему поколению.

Исходя из этих предпосылок и учитывая, что человек — существо, кроме всего прочего, социальное получаем цель образования.

Цель системы образования — научить индивида жизни в социуме.

Это аналог директории верхнего уровня. Когда мы раскроем ее, то увидим несколько папок: Социум, Индивид, Образование и т.п., которые должны дать расшифровку базовых понятий.

3. Перейдем в папку Образование.

В ней также может быть несколько вложений.

Например, виды образовательных учреждений, ступени образования и т.п. Наша задача — постараться рассмотреть задачу на верхних уровнях обобщения, а конкретные вопросы будут уже результатом приложения этих обобщений к той или иной области. Поэтому остановимся на папке: Каким аспектам жизни в социуме должна учить система образования .

На взгляд автора их три:

  1. Умение пользоваться товарно-денежными отношениями.
  2. Умение пользоваться инфраструктурой социума.
  3. Умение пользоваться культурными и духовными достижениями социума.

4. Однако социумы, в которых будет жить индивид, могут сильно розниться. Различия прослеживаются как на уровне государств, так и на уровне подсоциумов внутри одного государства. Поэтому необходимо ввести критерий, который позволял бы сравнивать системы образования разных социумов.

Можно пойти по пути определения долей естественнонаучных и гуманитарных предметов, знаний о природе, культурологии и т.п. Получим, что у нас, например, среднее соотношение гуманитарных и естественнонаучных предметов 50 на 50, так же как и, допустим, в Швейцарии. К сожалению, из этого нельзя сделать вывод, что мы на таком же уровне, как и швейцарцы.

Поэтому предлагается критерий востребованности знаний .

Кем? Обществом и индивидом.

При этом в одних странах востребованы одни знания и умения, в других другие, но всегда можно определить их процент в общей массе, и по этому параметру проводить сравнение.

На основе данного принципа проведено ранжирование всего того, чему учит система образования.

А) Знания и умения востребованные обществом. Критерий востребованности — вознаграждение индивида со стороны социума. Это капитализированные индивидом знания и умения.

Б) Знания и умения индивида невостребованные обществом. Это потенциальная капитализация в будущем может превратиться в реальную, но в текущий момент с точки зрения общества это чистые потери.

В) Знания для личного потребления. В основном они касаются культуры. Т.е. общество в данном случае идет на сознательные потери, развивая духовную жизнь нации. («Не хлебом единым…»).

5. По критерию востребованности социумом знаний мы можем сравнивать совершенно разнородные системы образования. Кроме этого появляется еще одна « подцель» социума в развитии этой системы — оптимизировать затраты на образование путем повышения доли капитализированных знаний.

Если обратиться к статье С.Б. Переслегина, то мы видим:

«Выборочная проверка показывает, что лишь около 5% выпускников советских/российских ВУЗов связывают свои жизненные устремления с полученной специальностью. То есть, система высшего образования исправно накачивает людей знаниями, которые никогда не будут востребованы. С точки зрения интересов страны она работает вхолостую.»

«Сейчас можно говорить о коэффициенте усвоения знаний 3-10%, причем последняя цифра характеризует высшую элиту учащихся. Особенно „пострадали“ физика, математика и, почему-то, география.»

В последнем случае, правда, надо учитывать способность быстрого восстановления знаний, но в любом случае из приведенных цитат следует, что коэффициент капитализации для современной российской системы образования лежит в пределах 5%.

Естественно, государство интуитивно осознает это и стремится повысить этот коэффициент. Можно даже планировать его величину — 10, 20, 30%.

Если посмотреть со стороны критерия капитализации на последние российские нововведения, то мы увидим, что они «неосознанно» направлены на его повышение. Единый государственный экзамен способствует капитализации школьных знаний, путем признания их при поступлении в вузы.

Переход на профильное образование подразумевает изучение предметов, не входящих в профиль, в уменьшенном объеме. Тем самым происходит уменьшение объема невостребованных знаний и, соответственно, увеличение коэффициента капитализации.

6. Возвратимся к пункту 3.

А) Умение пользоваться товарно-денежными отношениями подразумевает не только умение пользоваться деньгами (это задача п. 3Б).

В этом пункте имеется в виду вознаграждение социумом индивида за предоставление последним трудовых услуг.

Трудовые услуги индивида напрямую зависят от его знаний и умений. Так вот, под знаниями и умениями, подлежащими капитализации, мы подразумеваем такую их совокупность, которая позволяют предложить себя в социуме в качестве товара. Т.е. их использование позволяет получать вознаграждение от социума.

В нормальной ситуации существует корреляция между суммой капитализации и вознаграждением со стороны социума.

Б) Российская школа практически не учит умению пользоваться инфраструктурой социума как человеческой, так и технической.

Пользование человеческой инфраструктурой подразумевает умение выстраивать человеческие отношения с другими людьми как в формальной (например, в учреждениях), так и неформальной (например, со сверстниками) обстановке.

Использование технической инфраструктуры подразумевает, фактически, умение пользоваться благами цивилизации. Сюда включается и умение пользоваться деньгами, в том числе с помощью банковской системы, и умение пользоваться автомобилем, электронной аппаратурой, фондовым рынком, интернетом, связью, т.е. всей инфраструктурой созданной человечеством.

Интересно, что в странах, которые считаются лидерами в развитии систем образования, этому аспекту уделяется повышенное внимание. В Японии, например, академическим результатам отводится чуть больше 10% в итоговой оценке успешности обучения в начальной школе. Остальное — отношение со сверстниками, физическая подготовка, гигиена, личные привычки и т.п.

В Сингапуре оценка результатов начальной школы происходит по семи критериям и среди них — умение размышлять и выражать свои мысли, проявлять живой интерес к окружающим вещам, уметь отличать хорошее от плохого, уметь строить дружеские отношения, любить Сингапур и т.п.

Нечто подобное присутствует и в российских системах «развивающего обучения», где главный аспект в начальной школе делается на развитие умения обучаться.

В) Умение пользоваться культурными и духовными достижениями должно быть ориентировано прежде всего на самоидентификацию индивида как члена нации, изучение культурного и духовного наследия в первую очередь своей страны, а также на получение основных понятий о видах искусства — словесности, живописи, музыки и т.п.

Пользование культурой может происходить как в пассивном, так и в активном режиме.

Пассивный можно образно представить так — увидел, сфотографировал, похвалился перед друзьями и знакомыми, забыл.

Активное пользование подразумевает эмоциональное сопереживание.

Утверждается, что людей надо учить испытывать эмоции. И именно это должно стать третьим важнейшим аспектом деятельности системы образования. Т.е. освоение культурных и духовных достижений социума через эмоциональное сопереживание.

Среднестатистический человек, в общем-то, имеет весьма незначительный эмоциональный опыт. Чаще в нем превалируют аффективные состояния, вызванные искусственными возбудителями. Из физиологических ощущений, кроме быстротечного секса, также бывает мало что доступно. Массовое потребление почти не оставляет места тонкостям восприятия пищи, слова или, если обобщать, окружающей действительности.

Приняв на вооружение тезис, выделенный курсивом, мы получим новые требования ко всей системе образования. Фактически, надо будет проанализировать все источники получения эмоций человеком и научить индивида достигать высшие эмоциональные стадии — катарсиса. Человека необходимо учить получать зрительные эмоции, вкусовые, слуховые, тактильные и т.д.

Восприятие подавляющего большинства элементов культуры начинается и заканчивается фразой: «нравится — не нравится». А восприятие живописи или литературы, например, ограничивается только сюжетом.

Это и не удивительно. Мало где учат живописи как искусству, имеющему свои законы, живописи — как сочетанию красок. 99% знают импрессионистов только потому, что их картины стоят миллионы, и вообще не имеют представления, что они привнесли в искусство. Литературная программа в школах тоже основана только на сюжетах. Мне, по крайней мере, не попадалось ни одного учебника, где рассматривалось бы поэтическое или прозаическое мастерство и что привнес в него тот или иной писатель или поэт.

Автор утверждает, что данное направление должно стать главенствующим в российской школе, если она хочет найти свое место в мировом разделении «воспитательного» труда.

7. Заключение. В данной преамбуле тезисно изложены основные мысли по поводу системы образования. Хотелось бы обсудить их с участниками форума, оставаясь в «верхней директории», т.е. не опускаясь до личных примеров и обсуждения достоинств или недостатков той или иной школы.

8. Вопросы для обсуждения:

Помимо идей, изложенных во вводной статье, автор хотел бы узнать мнение участвующих в дискуссии по следующим вопросам:

1. Какие еще существуют методы повышения капитализации знаний.

2. Какие могут быть критерии оценки успешности освоения инфраструктуры социума и знаний для личного потребления.

3. В материале сознательно опущена тема воспитания личности. Прежде чем говорить об этом аспекте, необходимо расшифровать само это понятие. Может кто-нибудь из присутствующих взяться за это?

[наверх]


© 2002 Р.А. Исмаилов